Дисертація присвячена проблемі синтезу мистецтв у видовищі як культуротворчому та інтегративному фактору художньої культури. Особливу увагу приділено розгляду особливостей здійснення синтезу мистецтв у видовищі та його виявленню в культурі XX поч. XXI століття. Розуміння синтезу мистецтв як видовища розкривається через низку категорій, зокрема таких, як магія, гра, міф, ритуал, синестезійне, зображальне, візуальне, медійне тощо. В результаті дослідження доведено, що видовищність як синтезована інтеграція культурних чинників репрезентує цілісну картину світу. Віявлено, що сучасна художня культура з її новітніми технологіями, художніми дійствами (телебачення, Інтернет тощо), створюючи яскраві образи, радикально змінює звичні і продукує нові форми видовищності. На прикладі сучасних форм втілення видовищності (вітчизняні телевізійні талант-шоу, флеш-моби «Книга рекордів Гіннесу» та ін.) узагальнюється тенденція спрямування видовищності у бік буденності.
The thesis is devoted to the synthesis of the arts in the spectacle as an integrating factor of the development of culture. Special attention is paid to the features of synthesis of the arts as a spectacle in the culture of XX beginning of XXI century. Understanding the synthesis of art as spectacle is revealed through a group of categories, such as magic, game, myth, ritual, synesthesia, visual, visual, media. The study, select journey Interior (synesthesia) and eksteriomye (cultural mechanisms) principles proved that entertainment as synthetic integration of cultural characteristics represents a complete picture of the world. It is shown that in the modem artistic culture with its technological processes (TV, Internet) radically changed the usual forms of spectacle, produced and introduced new entertainment options. On the example of the modem forms of the embodiment of entertainment (such as the national television talent show, flash mobs, "Guinness World Records") is generalized trend towards the direction of entertainment everyday.
Диссертация рассматривает проблемы синтеза искусств в зрелище как интегративного фактора развития художественной культуры. Особенное внимание уделяется рассмотрению особенностей синтеза искусств как зрелища в культуре XX начала XXI века. Понимание синтеза искусств как зрелища раскрывается через группу категорий, таких как магия, игра, миф, ритуал, синестезия, изобразительное, визуальное, медийное. Доказано, что одним из важнейших принципов современного культуротворчества является синтез самых разнообразных форм от архаических до новейших. На подобного рода пересечениях архаически-традиционного и современного (модерн, постмодерн) пространств и формируется новейшая зрелищность культуры. Диссертация дает представление о том, что синтез искусств как зрелище это феномен, который репрезентует комплексное действие разнообразных факторов, сосредоточенных в синтезе искусств как таковом, что, в свою очередь, влияет на целостность зрелища: в синергетическом (синестезийном) действии на все чувства реципиента; в совместном действии самых разнообразных историко-культурных и культуротворческих факторов. Доказано, что зрелище является глобальным социально-детерминированным явлением культуры, которое структурировано многоуровневым синтезом культурных составляющих и способов деятельности. Самый характерный признак зрелища как синтетического явления — это соединение властного, публичного и видимого. В связи с этим актуализация зрелищности становится особо заметной в тотально визуализированной современной культуре. Зрелище вечности, бессмертия, изменчивости бытия как культурных ценностей всегда связано с синкретизмом видения и представления мира. Поэтому в диссертации особое внимание уделено таким «вечным» универсалиям культуры, как магия, миф, игра, ритуал и т.д. Базирующиеся на них, новые модификации зрелищности культуры раскрываются и существуют в контексте виртуальных технологий, клипового монтажа экранной информации и т. п. Тоталлогия зрелища как синтеза искусств определяется различными формами тотальности, существующими в культуре XX начала XXI вв. В контексте публичности массовых событий, праздников, массового театра тоталитарных стран. Доказано, что зрелища такого типа создаются на основе соединения драматических коллизий, построенных на сюжетних перепитиях: праздничного настроения (на контрастах карнавального-профанного); игрового элемента (соревнования, конкурса); ритмизованного ритуального повторения (серии телепередач, серии сезонов); сакрализации действий и личностей всех тех, кто в него вовлечен участников, судей и зрителей. Действенность зрелища становится «зримой»: причастность к действу ощущается у зрителей, которые «физически» находятся «перед экраном», т.е. вне действия как такового, но эмоционально, зримо-иллюзорно и даже телесно не только созерцают шоу, но и творят его. В диссертации утверждается, что понимание смысла зрелищности как культуротворческой константы может быть поводом также и для осмысления будущего, вектором видения перспектив развития культуры: зрелище аккумулирует энергию коллектива, организует социальный опыт личности, формирует ее творческое воображение. В результате исследования выделены интериорные (синестезия) и экстериорные (культурные механизмы) принципы; доказано, что зрелищность как синтезированная интеграция культурных характеристик репрезентует целостную картину мира. Показано, что в современной художественной культуре с её технологическими действами (телевидение, интернет) радикально изменяются привычные формы зрелища, продуцируются и внедряются новые параметры зрелищности. На примере современных форм воплощения зрелищности (таких, как телевизионные талант-шоу, флешмобы, «Книга рекордов Гиннеса») обобщается тенденция направленности зрелищности в сторону повседневности.