У дисертації досліджено проблему формування інтерпретаційних умінь майбутніх учителів музики у процесі концертмейстерської підготовки. На основі аналізу наукових джерел уточнено науковий зміст понять „виконавська інтерпретація”, „інтерпретаційна діяльність”, „концертмейстерська діяльність”, „ІКД”. Запропоновано низку моделей музичної інтерпретаційної діяльності. Виявлено специфіку ІКД майбутніх учителів музики та визначено сутність і структуру досліджуваних умінь. Інтерпретаційні уміння майбутніх учителів музики у процесі концертмейстерської підготовки визначаються в дослідженні як здатність до творчого виконання розумових (осмислення і освоєння художньо-змістової сутності вокально-інструментального твору для дітей), психомоторних (матеріально-звукове втілення власної виконавської концепції) та узгоджувальних дій (вербальне повідомлення, музично-виконавський показ), що забезпечуватиме досягнення поставленої мети ІКД учителя музики в умовах, які змінюються. Розроблено критерії, показники та встановлено рівні сформованості досліджуваних умінь. Упроваджено в практику поетапну методику формування концертмейстерських інтерпретаційних умінь майбутніх учителів музики, яка сприяє умотивованості набуття студентами досліджуваних умінь, опануванню ними мистецько-професійними знаннями, оволодінню спектром досліджуваних умінь за допомогою комплексу методів, прийомів, форм і засобів роботи. Експериментальним шляхом доведено ефективність запропонованої методики.
В диссертации исследована проблема формирования интерпретационных умений будущих учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки. На основе анализа философской, искусствоведческой, педагогической мысли выявлены теоретико-методологические основы процесса формирования умений, которые исследуются. В результате системно-структурного анализа уточнено содержание понятий „исполнительская интерпретация”, „интерпретационная деятельность”, „концертмейстерская деятельность”, „ИКД”. Представлены теоретические модели музыкальной интерпретационной деятельности. Выявлена специфика ИКД будущих учителей музыки. Сущность интерпретационных умений будущих учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки определяется в исследовании как способность творчески совершать умственные (осмысление и освоение вокально-инструментального произведения для детей), психодвигательные (материально-звуковое воплощение индивидуальной исполнительской концепции) и действия согласования (словесное сообщение, музыкально-исполнительский показ), что будет обеспечивать достижение цели ИКД будущих учителей музыки в изменяющихся условиях. Определены методические основы формирования концертмейстерских интерпретационных умений будущих учителей музыки, среди которых: принципиальные положения; средства, формы обучения; доминантные позиции, системное внедрение и использование комплекса методов. Исследуемые умения студентов педагогических университетов рассмотрены в единстве мотивационно-когнитивного, коммуникативного, исполнительскорезультативного и контрольно-оценивающего блоков, которые составляют основу общей структуры исследуемого феномена. В диссертации разработаны критерии и показатели сформированности концертмейстерских интерпретационных умений будущих учителей музыки. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить круг нерешенных проблем, связанных с достаточно низким уровнем сформированности обозначенных умений и необходимостью проведения педагогической работы для их формирования. На основе обобщений теоретических положений и результатов констатирующего эксперимента разработана экспериментальная методика формирования интерпретационных умений будущих учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки, которая состояла из трех этапов. Методика включала взаимодействие различных способов педагогического влияния: дискуссии и собеседования по проблеме формирования исследуемых умений, практические занятия и семинары учебного спецкурса „Основы развития интерпретационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки”, авторские методические рекомендации „Методические основы формирования интерпретационных умений будущих учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки”. Формирование исследуемых умений проводилось с помощью комплекса методов. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей экспериментальных и контрольных групп позволила зафиксировать положительную динамику уровней сформированности интерпретационных умений.
The Thesis investigates thr problem of the formation of interpretative skills of future music teachers in the process of concertmasters' training. On the basis of analysis of scientific sources it was defined the scientific content of such notions as 'performer's interpretation','interpretation activity', 'concertmaster's activity', 'interpretation of concertmaster's activity'. The work suggests a number of models of music interpretative activity. It was founded the specific features of interpretative concermaster activity of future music teachers and pointed out the content and structure of given skills. Interpretative skills of future teachres of music in the process of concertmaster's training are presented as the possibility to the creative performance of mental (comprehention and mastering of art essence of vocal instrumental piece of work for children), psychomotor(sound implementation of personal performing ideas) and coordinating actions( verbal message, musical performance show) which provide the achievements of the given aim of music teacher in the changing conditions.