Дисертація присвячена дослідженню проблеми розумової працездатності молодших школярів впродовж п’ятиденного навчального тижня. Розкрито сутність поняття „розумова працездатність молодшого школяра”, визначено його структуру, показники й критерії прояву в учнів 1-4 класів. Доведено вікову гетерохронність становлення показників психологічного утворення особистості. Визначено увагу домінантним вектором у ієрархічній структурі розумової працездатності, який актуалізує інші її структурні компоненти й цим забезпечує їх розвиток. Досліджено психологічні особливості динаміки розумової працездатності молодших школярів впродовж академічної години, доби, тижня та року за показниками продуктивності та швидкості виконання учнями розумової праці. Виявлено, на основі психологічного аналізу взаємозв’язку функціонального перебігу розумових навантажень та психологічних параметрів розумової працездатності особистості, корекційні та розвиваючі напрями психологічного супроводу нормування розумових навантажень в сучасній початковій школі та на їх основі розроблено практичні рекомендації, спрямовані на удосконалення дидактичної побудови структури уроку, денного розумового навантаження та тижневого розкладу уроків для учнів початкових класів.
В диссертации исследуется проблема умственной работоспособности младших школьников, начинающих обучение в школе с шести лет. В работе систематизированы научные направления в исследовании работоспособности человека и выделено, в зависимости от преобладания теоретико-методологической концепции активизации познавательной деятельности и рациональной организации умственного труда школьников, три этапа их развертывания. Определено, что на современном этапе в исследованиях работоспособности учащейся молодежи происходит сближение личностного, процессуального и организационного подходов. Обосновано, что умственная работоспособность младших школьников это психологическое образование субъекта, которое состоит из комплекса взаимозависимых компонентов, возрастное развитие которых обуславливает уровень функциональных возможностей овладения им учебной деятельностью. В ее структуре нами выделены интеллектуальный, индивидуально-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты. Экспериментальным путем доказана гетерохронность развития компонентов структуры умственной работоспособности личности. Ее сущность заключается в том, что: между 1 та 2 классами главные изменения происходят в развитии внимания, подготовленности и памяти; между 2 и 3 классами доминирующее значение в развитии происходят в показателях внимания, подготовленности и воли; между 3 и 4 классами статистически значимые изменения зафиксированы в развитии интеллектуального компонента (внимание, память, мышление). В процессе исследования была выявлена статистическая значимость в развитии внимания в каждом классе начальной школы, что позволило выделить его доминирующим фактором в структуре умственной работоспособности младших школьников. Исследованы так же психологические особенности динамики умственной работоспособности младших школьников в течение академического часа, суток, недели и учебного года за показателями производительности и скорости выполнения учениками умственного труда. Были выявлены: рост коэффициента производительности труда между каждым годом обучения школьников в младших классах в направлении увеличения времени урока, в течении которого ребенок может выполнять умственную работу; главные изменения в показателях наименьших квадратов скорости выполнения младшими школьниками умственного труда происходят между началом урока и его 15 минутой, положительное или отрицательное значение которого свидетельствует об уровне возрастного развития новообразования; психологической особенностью производительности выполнения учениками заданий в суточном режиме есть увеличение с каждым классом скорости восстановления показателей за время дневного отдыха; доминирующим показателем скорости выполнения задания в суточном режиме есть соотношение значений наименьших квадратов и приближение кривой динамики работоспособности к форме прямой линии; особенностью функционального протекания динамики работоспособности в течении недели есть неравномерное увеличение значений наименьших квадратов между понедельником и вторником, их стремительным снижением в среду и постепенным увеличением в последующие дни недели; главной психологической особенностью умственного труда младших школьников в течении года есть отрицательное значение продуктивности выполнения заданий во второй половине учебного года. Результаты диссертационного исследования были использованы для разработки коррекционных и развивающих направлений психологического сопровождения нормирования умственных нагрузок в современной начальной школе в течении учебного дня и недели.
The dissertation is devoted to research of a problem of intellectual serviceability of younger schoolboys within five-day educational week. The essence of concept „intellectual work capacity of the younger schoolboy” is opened, his structure, parameters and criteria of display in pupils of 1-4 classes is determined. Age non-uniformity of becoming of parameters of structure of psychological education of the person is proved. The parameter of attention is determined by a prepotent vector in hierarchical structure of intellectual serviceability which staticizes its other structural components and with it provides their development. Psychological features of dynamics of intellectual work capacity of younger schoolboys during a class period, day, weeks and year behind parameters of productivity and speed of performance by pupils of brainwork are investigated. On the basis of the psychological analysis of interrelation of functional course of intellectual loadings and psychological parameters of intellectual work capacity of the person correctional and developing directions of psychological support of normalization of intellectual loadings in a modern elementary school are revealed. Practical recommendations of improvement of didactic construction of structure of a lesson, day time intellectual loading and the week schedule of lessons for pupils of initial classes are developed.