У дослідженні висвітлені актуальні проблеми навчання інформатичних дисциплін у технічних коледжах. Розкрито психолого-педагогічні проблеми формування та розвитку критичного мислення студентів у процесі навчання інформатики. Обґрунтовано необхідність формування у майбутніх техніків таких властивостей критичного мислення , як логічність, системність, гнучкість та широта мислення. Приділено увагу рефлексивній діяльності студентів, розвиток якої дає їм змогу усвідомити власну діяльність та унікальність. У роботі розглядаються компоненти методичної системи розвитку критичного мислення студентів у процесі навчання інформатичних дисциплін. Запропоновано введення в навчання інформатики системи професійно-орієнтованих задач, розв’язування яких виконується засобами інформаційно комунікаційних технологій. Розроблений та апробований навчальний посібник „Математика із системою MATLAB” у друкованому та електронному поданні. У роботі наведено результати педагогічного експерименту, що підтверджують ефективність запропонованих компонентів методичної системи.
В диссертации представлены научно обоснованные компоненты методической системы развития критического мышления студентов технических колледжей в процессе обучения информатическим дисциплинам. Рассмотрены психолого-педагогические проблемы формирования и развития критического мышления студентов, определяются основные критерии и составляющие критического мышления. Обосновывается необходимость формирования критического мышления у будущих техников. Проанализированы особенности методической системы обучения информатике в технических высших учебных заведениях І-ІІ уровней аккредитации и исследованы возможности формирования и развития критического мышления студентов в процессе обучения. Высшие учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации занимают особое место между школой и высшими учебными заведениями III-IV уровней аккредитации, что обусловливает специфику организации учебно-воспитательного процесса в этих учебных заведениях. Определены отдельные направления улучшения методики обучения информатике с целью развития критического мышления. Структура содержания обучения младшего специалиста технического профиля в области информатики должна быть трехступенчатой. Содержание каждого этапа подготовки целесообразно строить с учетом приобретенных на предыдущем этапе фундаментальных междисциплинарных знаний, а также достаточным для того, чтобы сформировать у студентов знания, умения, навыки, необходимые для изучения основ технических дисциплин и для использования информационно-коммуникационных технологий в будущей практической деятельности, что должно обеспечить целостное представление о процессах и явлениях окружающего мира. Разработана модель компонентов методической системы развития критического мышления студентов в процессе обучения информатике. Выявлено, что решение каких типов задач дает возможность повысить эффективность развития определенных свойств и качеств критического мышления. Специфика информатики как учебной дисциплины такова, что процесс решения задач является одним из основных методов обучения, проверки и оценки знаний и умений студентов. Решение подобранных задач побуждает студентов анализировать ход собственных и чужих мыслей при решении задач, искать и находить эффективные варианты решения, устранять ошибки в рассуждениях, моделировать ситуации и т. д. С целью формирования качеств критического мышления решения задачи необходимо рассматривать как применение определенного набора общих положений математики (если нужно, то и любой технической дисциплины), с одной стороны, и определенного программного средства, с другой стороны, использование которых к условиям задачи приводит к требуемому результату. Необходимо научить студентов такому подходу к анализу условия и решения задачи, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение как процесс исследования, конструирования, изобретения и обоснования решения. На основе разработанных теоретических положений разработана система прикладных практических задач, решение которых с использованием средств информационно-коммуникационных технологий способствует развитию критического мышления студентов. Доказано, что использование математических пакетов для решения задач является педагогически целесообразным и способствует повышению эффективности учебного процесса, развитию мышления студентов, формирует стойкий познавательный интерес к исследовательской деятельности. Доказано, что необходимым условием для развития критического мышления в процессе обучения информатике является диалог. Также важно, чтобы в процессе решения задач преподаватель использовал исследовательские методы обучения, проблемное изложение материала, эвристическую беседу, что будет стимулировать развитие критического мышления студентов, умений самостоятельно рассуждать, осмысливать собственную деятельность. Правильное соотношение деятельности и диалога на уроке дает возможность решить проблему гармонического объединения обучающей и воспитательной функций. Процесс учебной деятельности, направленный на развитие критического мышления студентов в процессе обучения информатике, должен включать: определение цели и мотивов деятельности, анализ возможных способов решения задач, самооценку студентов готовности к решению задач, преобразование учебной задачи в творческую, самостоятельный поиск недостающих данных, нахождение новых способов решения задач, анализ найденных способов решения задач. Предложено введение в обучение информатике системы профессионально-ориентированных задач, решение которых выполняется с использованием информационно-комуникационных технологий. Разработан и апробирован учебник „Математика с системой MATLAB” в печатном и электронном изданиях. Экспериментальная проверка разработанных компонентов методической системы обучения информатике в технических колледжах подтвердила ее положительное влияние на формирование и развитие критического мышления студентов, формирование приёмов их умственной деятельности, самостоятельности и активности в процессе обучения, что обеспечивает успех в будущей профессиональной деятельности студентов, а также необходимо при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации.
The topical problems of teaching of informatics disciplines in technical
colleges are lighted up in the research. The psychoeducational problems of forming
and development of critical thinking of students are exposed in the process of
teaching of informatics. The necessity of forming for the future technicians of such
properties of critical thinking is grounded, as: logic, systemacy, flexibility and
breadth of thinking.
Attention applies on reflection activity of students, development of which
allows them to realize the own activity and uniqueness. The components of the
methodical system of development of critical thinking of students is examined in the
process of teaching of informatics disciplines. Introduction is offered to teaching the
informatics of the system of the professional-oriented tasks, the decision of which is
executed with the help of the facilities of informative-communication
technologies.The tutorial "Mathematician with the system of MATLAB" has been
developed and tested in printing and electronic presentation.
The results of pedagogical experiment, confirming efficiency of the offered
components of the methodical system were used in work.