У дисертації вперше обґрунтовано концепцію фізичного виховання студентів спеціальних медичних груп із використанням здоров’язбережувальних технологій. Розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено структурно-функціональну модель фізичного виховання студентів спеціальних медичних груп із використанням здоров’язбережувальних технологій. Досліджено відмінності взаємозв’язків компонентів фізичної підготовленості та рівня здоров’я студентів спеціальних медичних груп залежно від груп нозології захворювання. Визначено закономірності використання здоров’язбережувальних технологій, що характеризують залежність біологічного віку від обсягу тижневого фізичного навантаження студентів спеціальної медичної групи. Визначено структуру фізичної підготовленості юнаків та дівчат із урахуванням динаміки розвитку їх організму, а також співвідношення чинників, що забезпечують формування фундаменту фізичної працездатності майбутніх фахівців засобами фізичного виховання. Розроблено математичні та графічні моделі здоров’язбережувальних технологій, що дозволяють моделювати і прогнозувати біологічний вік та рівень здоров’я, залежно від фізичного розвитку та фізичної підготовленості студентів спеціальних медичних груп.
В диссертации впервые обосновано концепцию физического воспитания студентов специальных медицинских групп с использованием здоровьесохраняющих технологий. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена структурно-функциональную модель физического воспитания студентов специальных медицинских групп с использованием здоровьесохраняющих технологий. Исследованы отличия взаимосвязей компонентов физической подготовленности и уровня здоровья студентов специальных медицинских групп с учетом групп и нозологии заболевания . Определены закономерности использования здоровьесохраняющих технологий, характеризующие зависимость биологического возраста от объема недельной физической нагрузки студентов специальных медицинских групп. Определена структура физической подготовленности юношей и девушек с учетом динамики развития их организма, а также соотношения факторов, обеспечивающих формирование фундамента физической работоспособности будущих специалистов средствами физического воспитания. Разработаны математические и графические модели здоровьесохраняющих технологий, которые позволяют моделировать и прогнозировать биологический возраст и уровень здоровья, в зависимости от физического развития и физической подготовленности студентов специальных медицинских групп. Выполнен системный теоретико-методологический и эмпирический анализ проблем физического воспитания студентов специальных медицинских групп в высших учебных заведениях. Рассмотрены и исследованы общие закономерности, объективно определяющие планирование отдельных компонентов здоровьесохраняющих технологий в разных видах оздоровительного учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Обоснована эффективность использования компонентов здоровьесохраняющих технологий в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп в условиях продолжительного педагогического эксперимента, а также выявлена суть и методологические основы реализации компонентов здоровьесохраняющих технологий для коррекции соматического здоровья студентов этой категории. Использование компонентов здоровьесохраняющих технологий в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп в условиях длительного педагогического эксперимента (упражнения аэробного характера, а именно, преимущественно ходьбы, оздоровительного бега, а также самостоятельных оздоровительно-тренировочных занятий и т.д.), способствовало повышеннию функциональных возможностей организма, улучшению самочувствия и уровня физической подготовленности. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями кафедр физического воспитания во время написания учебных программ с физического воспитания для студентов специального медицинского учебного отделения, разработки курса лекций и практических занятий, на курсах повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, в процессе подготовки учебных пособий и учебников с проблемы организации и проведения практических занятий с физического воспитания. Разработано структурно-функциональную модель физического воспитания студентов специальных медицинских групп с использованием здоровьесохраняющих технологий.
The first time the conception of physical education students of special medical groups using health keeping technologies has been substantiated in the thesis. The theoretically and experimentally are elaborated, checked up and proved structural and functional model of physical education students of special medical groups using health keeping technologies. The sex differences in the relationship of components of physical preparation and student’s health of special medical groups based on stage of teaching in higher education establishment have been investigated. The regularities of using health keeping technologies that characterize biological age dependence of the volume of weekly physical activity of students of special medical group are defined. The structure of physical training young boys and girls considering the dynamics of their body and relationship factors that provide the foundation of forming physical performance of future specialists by means of physical education has been defined. The mathematical and graphical models health keeping technologies to simulate and predict biological age and level of care, depending on the physical development and physical preparation of students of special medical groups have been worked out.