Дисертаційне дослідження присвячене проблемам теорії і практики підготовки логопедичних кадрів в Україні у другій половині ХХ століття. У дослідженні розкрито соціально-економічні, суспільно-політичні та педагогічні чинники, які впливали на теорію і практику підготовки логопедичних кадрів в Україні, виявлено основні тенденції і особливості становлення та розвитку теорії і практики підготовки логопедичних кадрів в Україні в конкретний історичний період. У дослідженні визначено внесок теорії і практики підготовки логопедичних кадрів в Україні у навчання дітей з порушеннями мовленнєвого розвитку, вперше розроблено авторську періодизацію на основі організації та змісту середньої освіти, напрямів і форм підготовки логопедичних кадрів в Україні. У науковий обіг введено маловідомі і невідомі архівні матеріали та історичні факти, пов’язані з теорією і практикою підготовки логопедичних кадрів в Україні у другій половині ХХ століття.
Диссертационное исследование посвящено целостному историкопедагогическому исследованию теории и практики подготовки логопедических кадров в Украине во второй половине ХХ века. В диссертации впервые относительно полно отображен процесс становления и развития теории и практики подготовки логопедических кадров в Украине в конкретный период. В исследовании раскрыты социально-экономические, общественно-политические и педагогические факторы, которые влияли на теорию и практику подготовки логопедических кадров в Украине, усовершенствовано становление и развитие теории и практики подготовки логопедических кадров в Украине. В исследовании определено вклад теории и практики подготовки логопедических кадров в Украине в обучение детей с нарушениями речевого развития. На основе организации, структуры и содержания направлений среднего образования в Украине впервые разработана авторская периодизация развития теории и практики подготовки логопедических кадров в Украине во второй половине ХХ века. По результатам проведенного исследования, заключений и обобщений выделено три периода системы подготовки логопедических кадров в Украине. Первый период (1945-1958 гг.) возобновление и перестройка системы подготовки логопедических кадров в Украине. Он характеризовался возобновлением разрушенной в годы Великой Отечественной войны системы подготовки дефектологических и, в частности, логопедических кадров. В этот период наблюдается ряд факторов, которые тормозили возобновление системы подготовки логопедических кадров в Украине. Второй период (1959-1984 гг.) организации и развития основных форм подготовки логопедов. Он характеризуется укреплением материально-технической базы высшей школы, усовершенствованием и расширением подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных и, в частности, логопедических кадров. Этот период ознаменовался перестройкой учебных и культурных заведений для обеспечения образовательной потребности населения, а также созданием необходимых условий для организации и налаживания соответствующих форм подготовки логопедических кадров. Третий период (19852000 гг.) реформирования специального образования в результате потребности в обновлении профессиональной подготовки специальных кадров и развития системы подготовки специалистов-логопедов в условиях независимого Украинского государства. Он характеризуется усовершенствованием и расширением системы профессиональной подготовки логопедов, а также развитием системы подготовки логопедов в условиях независимого украинского государства. В научное обращение введены малоизвестные и неизвестные архивные материалы и исторические факты, связанные с теорией и практикой подготовки логопедических кадров в Украине второй половины ХХ века.
The dissertation is devoted to the problems of the theory and practise of speech therapy staff training in the Ukraine in the second half of the twentieth century. The study revealed the social economical, social political and pedagogical factors that influenced the theory and the practise of speech therapy staff training in the Ukraine, the main trends and peculiarities of formation and the development of the theory and practise of speech therapy staff training in the Ukraine in a special historical period. In a study to determine the contribution of the theory and practise of speech therapy staff training in the Ukraine in the education of children with impaired language development, first developed by the author’s periodization based on historical and comparative analysis of educational data. In scientific use introducing little known and previously unused archival materials and historical facts associated with the theory and practise of speech therapy staff training in the Ukraine in the second half of the twentieth century.