Дисертацію присвячено обґрунтуванню методики використання науково-пізнавальної інформації про лікарські рослини з метою стимулювання та розвитку пізнавального інтересу учнів до біології. Встановлено, що розвиток пізнавального інтересу учнів підвищується, якщо навчання включає вивчення лікарських рослин за запропонованою автором експериментальною методикою. Виявлено методичні та організаційно-педагогічні умови стимулювання пізнавального інтересу в процесі вивчення науково-пізнавальних відомостей про лікарські рослини. Основні результати дослідження мають загальний характер, впроваджені на уроках біології в 6-8 класах і можуть з успіхом використовуватись студентами природничих факультетів під час педагогічної практики та вчителями біології середніх закладів освіти.
В диссертации исследуется проблема влияния научно-познавательной информа-ции о лекарственных растениях на стимулирование и развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии. На основании анализа психолого-педагогической литературы, соответствующих научных исследований по рассматриваемой проблеме, произведен обзор, который дал возможность сформулировать вывод о сущности познавательного интереса, уровнях и условиях его развития; разработана методика определения уровней развития познавательного интереса учащихся к биологии в условиях экспериментального обучения. Выявлены методические и организационно-педагогические направления использования информации о лекарственных растениях как фактора стимулирования интереса к изучению биологии, которые включают: а) фрагментарное использование научно-популярной информации; б) кружковые занятия; в) факультативный курс. Для реализации первого направления в массовою школу нами были разработаны методические рекомендации для учителей «Использование знаний о лекарственных растениях в школьном курсе биологии». Задание данного содержания заключается в освещении элементов научно-популярных сведений о лекарственных растениях в курсе биологии. Но использование информации о лекарственных растениях не ограничивается только уроками биологии. Поэтому, с целью компенсации этого недостатка мы выбрали работу в кружках. Нами был осуществлен отбор познавательной информации о лекарственных растениях, которая была оформлена в виде кружка «Природная аптека». Содержание занятий направлено на повышение собственного интереса школьников, развитие практических знаний, умений, ориентировано на изучение естественных дисциплин и как помощь учащимся в овладении биологической наукой. В начале педагогического эксперимента, предполагалось охватить урочную деятельность и кружковые занятия. В ходе исследования, ми пришли к выводу, что эксперимент требует продолжения в форме факультативного курса «Почему растения лечат». Содержание курса рассчитано на учащихся 8 классов, но в условиях эксперимента его посещали и семиклассники. Информация курса отвечает принципам доступности и научности, соответствует современному научному пониманию предмета рассмотрения. Суть нашего подхода к фиксации процесса возникновения и развития познавательного интереса к изучению биологии заключался в разработке методики определения уровней формирования познавательного интереса школьников, математической обработке результатов и графическом сравнении полученных данных. Анализируя результаты нашего исследования можно с уверенностью сказать, что сведения о лекарственных растениях способны успешно формировать интерес учеников к практическим аспектам биологических знаний. Следует отметить, что они полностью отвечают общедидактическим критериям отбора содержания учебного материала: соответствие современному уровню развития научных знаний, практическая направленность, доступность информации, целостность предмета изучения, познавательность и эмоциональная насыщенность учебного материала. Соответствие этим критериям придает сведениям о лекарственных растениях методическую ценность. Все это позволяет утверждать, что одним из путей дальнейшего совершенствования методов обучения будет продолжение поиска их оптимального объединения. Такое объединение во многом зависит от выбора источника знаний. Совершенствование преподавания биологии с целью повышения активности школьников связано с усилением активизирующего влияния методов преподавания на основе связи обучения с жизнью; совершенство традиционных методов путем организации деятельности учеников с натуральными объектами; сосредоточенность на организацию поисковой деятельности школьников; оптимальное объединение разных методов обучения.
The dissertation is devoted to a substantiation of the concept of activization of interest of the pupils to study biology by means of studding the medicinal herbs. As a result of research it is to establish, that the development of interest of the schoolchildren to study biology rises, if the training includes experimental of technique of fragmentary use of knowledge about medicinal herbs developed by the author. The methodical, organizational and pedagogical conditions of formation of interest of the pupils to biology are established during studding medicinal herbs. The basic results of research are introduced into training biology for 6-8 classes of comprehensive schools. The developed methodics in using of knowledge’s about medicinal herbs at lessons of biology has general (common) character and can be used in studding subjects of a natural cycle.