У дисертації досліджено проблему професійної підготовки майбутнього вчителя-дефектолога до використання новітніх комп’ютерних технологій у процесі корекційного навчання. Готовність майбутнього вчителя-дефектолога до використання в навчанні дітей з психофізичними вадами комп’ютерних технологій розглянуто як стійке особистісне утворення, що поєднує цілий комплекс особистісних якостей і фахових знань, умінь i навичок, є важливою передумовою ефективної майбутньої професійної діяльності та реалізації творчого потенціалу особистості. З'ясовано компоненти, критерії та показники професійної готовності, виявлено рівні сформованості означеної готовності у студентів, розроблено систему формування готовності майбутнього вчителя-дефектолога до використання новітніх комп’ютерних технологій у процесі корекційного навчання. Запропонована система ґрунтується на створенні рівневого підходу, нового змісту навчальних дисциплін, методики їх викладання, вдосконаленні педагогічної практики. Експериментальним шляхом доведено ефективність запропонованої системи.
В диссертации исследовано проблему профессиональной подготовки будущего учителя-дефектолога к использованию новейших компьютерных технологий в процессе коррекционного . Готовность будущего учителя-дефектолога к использованию в детей с психофизическими недостатками компьютерных технологий рассматривается как стойкое личностное образование, которое целый комплекс личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков, является важной предпосылкой эффективной будущей профессиональной деятельности и реализации творческого потенциала личности. Установлены компоненты, критерии и показатели готовности будущих учителей-дефектологов к использованию новых компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Мотивационный компонент характеризуется системой показателей, среди которых доминирующими у студентов должны стать мотивационные факторы непрерывного изучения компьютерных технологий. Операционнопознавательный компонент включает знание и представление об особенностях применения компьютерных технологий, владение способами и приемами их использования. Специально-технологический компонент отображает сформированность у будущих учителей-дефектологов практической готовности к профессиональной информационно-компьютерной деятельности с учетом специфики обучения конкретных категорий детей с дизонтогенезом. Условием формирования готовности студентов-дефектологов к использованию новейших компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения является соответствующее организационнометодическое обеспечение процесса подготовки в высшем учебном заведении будущего учителя-дефектолога к профессиональной образовательной и коррекционно-реабилитационной деятельности. Выявлено уровни сформированности (высокий, достаточный, удовлетворительный, неудовлетворительный) обозначенной выше готовности у студентов. В исследовании разработана система формирования готовности будущего учителя-дефектолога к использованию новейших компьютерных технологий в процессе коррекционного . Предложенная система основывается на создании уровневого подхода, нового содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, совершенствовании педагогической практики. Последовательность и непрерывность компьютерной подготовки в аспекте профессиональной подготовки учителя -дефектолога имеет такие уровни: - уровень базовой компьютерной подготовки первый вузовский, предусматривающий изучение технических и компьютерных средств , которые используются в специальных школах, студентами -дефектологами первого курса; - уровень специальной компьютерной подготовки второй вузовский, который предусматривает изучение студентами ІІ курса новейших компьютерных технологий; - уровень специальной компьютерной подготовки третий вузовский, узкоспециализированную компьютерную подготовку студентов -дефектологов IV V курсов; - уровень практической подготовки четвертый вузовский (V курс), который предусматривает углубление индивидуальной компьютерной грамотности во время прохождения педагогической практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями психофизического развития; - уровень профессионального усовершенствования послевузовская переподготовка и повышение квалификации, которые предусматривают углубление индивидуального профессионального технологического мастерства учителей-дефектологов. В исследовании определено и обосновано содержание профессиональной подготовки по информационным компьютерным технологиям будущих учителей-дефектологов, представляющее систему дисциплин информационнокомпьютерного цикла, связанных с изучением многогранности феномена информационных технологий, а также закономерностей и особенностей его проявления, в коррекционных направлениях профессиональной деятельности учителя-дефектолога. Экспериментальным путем доказана эффективность предложенной системы.
The given dissertation is a research in the field of professional training of a future special education teacher to use the latest computer technologies in special education process. Preparedness of a future special education teacher to use computer technologies when working with disable children, viewed as a sustainable personal development combining an integral complex of personal qualities and professional skills, is an important precondition for efficient professional activity in the future and realisation of personal creativity potential. Components, criteria and indicators of professional preparedness have been determined, students’ preparedness levels have been studied, and the system promoting development of preparedness of a future special teacher to use the latest computer technologies in special education has been elaborated. Introduced system is based on applying levels-based approach, new content of educational disciplines, teaching techniques, and improvement of pedagogical practice. Conducted experiment proves effectiveness of the proposed system.