Дисертаційне дослідження присвячене проблемі підвищення результативності та ефективності процесу навчання фізики в класах гуманітарного спрямування, детермінантом якості якого є реалізація експериментального методу навчання фізики з урахуванням особливостей навчально-пізнавальної діяльності учнів у класах відповідного профілю. У дисертації досліджено особливості використання експериментального методу навчання фізики, основою якого є різні види фізичного експерименту, у профільному навчанні в загальноосвітніх навчальних закладах, обґрунтовано необхідність формування узагальнених експериментальних умінь учнів, розроблені методичні підходи у використанні експериментального методу навчання фізики в класах гуманітарного спрямування та методичні рекомендації щодо застосування створених дидактичних засобів для ефективної реалізації системи навчального фізичного експерименту. Встановлено, що запропоновані методологічні й методичні засади реалізації потенційних можливостей експериментального методу навчання фізики, спрямованого на підвищення пізнавальної активності учнів, є продуктивними і ефективно сприяють формуванню та розвитку узагальнених експериментальних умінь учнів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме повышения результативности и эффективности процесса обучения физике в классах гуманитарного направления, детерминантом качества которого является реализация экспериментального метода обучения с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся в классах соответствующего профиля. В диссертации исследованы особенности использования экспериментального метода обучения, основой которого является система физического эксперимента, в профильном обучении в общеобразовательных учебных заведениях, обоснована необходимость развития обобщенных экспериментальных умений учеников, разработаны методические приёмы использования экспериментального метода обучения физике в классах гуманитарного направления и методические рекомендации относительно использования созданных дидактических пособий для эффективной реализации системы учебного физического эксперимента. Реализация экспериментального метода обучения физике в учебно-познавательной деятельности способствует формированию и развитию таких обобщенных экспериментальных умений, как теоретические, практические и коммуникативноорганизационные. Учебный физический эксперимент это совокупность взаимосвязанных предметов учебного оборудования, методов и методических приемов, которые соответствуют доминирующей концепции обучения и воспитания; многофункциональная эффективно действующая педагогическая система, которая способна средствами экспериментирования активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся. Эффективность реализации дидактического потенциала экспериментального метода обучения зависит от методики его использования. Предложенная методика преподавания физики дает возможность модернизировать процесс изучения учебного материала по физике с учетом современных требований путем систематического использования современных средств обучения, элементов интерактивных технологий. Разработанные нами средства обучения («Дидактические материалы по физике. 10 класс: учебное пособие ( уровень стандарта)», «Физика: Тетрадь для лабораторных работ и физического практикума. 10 класс. Уровень стандарта», программа факультативного курса для классов гуманитарного направления «История физики в событиях, фактах, персонажах») способствуют пониманию учениками значения физического эксперимента и его видов, а также информационно и функционально расширяют систему средств обучения для реализации экспериментального метода обучения физике в классах гуманитарного направления. Анализ данных, полученных экспериментально, позволяет установить положительные тенденции влияния разработанной методики использования экспериментального метода обучения на результативность учебно-познавательной деятельности учеников классов гуманитарного направления. Установлено, что предложенные методологические и методические основы реализации потенциальных возможностей экспериментального метода обучения физике, направленного на развитие познавательной активности учеников, являются продуктивными и эффективно способствуют формированию и развитию обобщенных экспериментальных умений учеников. Выводы педагогического эксперимента в диссертационном исследовании подтверждены использованными методиками статистической обработки результатов.
Research dedicated to the problem of increasing the effectiveness and efficiency of the process of teaching physics in classical humanities, determinant of the quality of which is the realization of the experimental teaching method allowing for the learning and cognitive activity of students of these classes. In the dissertation the particular use of the experimental method of training, whichis considered the basis of the educational system of physical experiment, to implement the principles of school education in secondary schools, the necessity of the development of generalized experimental skills of students, methodical techniques of using the experimental method of teaching physics in the classical humanities and teaching recommendations created teaching aids for effective implementation of the school physics experiment. It is set that methodological and methodical principles of realization of potential possibilities of experimental method of the studies of physics, sent to the increase of cognitive activity of students, are offered, are productive and effectively assist forming and development of the generalized experimental abilities of students.