Дисертація присвячена теоретичному і експериментальному дослідженню проблематики формування художньо-стильової компетентності майбутніх учителів музики. Обґрунтована сутність і визначено поняття художньо-стильової компетентності (ХСК), встановлено її відношення до інших видів і рівнів компетентності вчителя мистецьких дисциплін. Побудована понятійна модель, що відбиває художньо-стильову компетентність в художньо-предметному, гностично-творчому, онтогенетичному та прагматичному аспектах. На основі теоретичної моделі й вивчення обставин художньо-стильової підготовки майбутніх вчителів музики в Україні та Китаї визначено педагогічні принципи, умови і методи формування художньо-стильової компетентності студентів педагогічних вузів. Основу розробленої комплексної методики складають принципи культуровідповідності, мультикультурності, поліхудожньості, системності формування художньо-стильового тезаурусу, сходження, проблемно-пошуковий та діяльнісний підходи, методи рольової гри, творчого змагання, стилізаційної інтерпретації, стереоскопічного аналізу і атрибуції одиничного художнього твору тощо. Розроблено методику діагностики рівня сформованості художньо-стильової компетентності студентів на основі методів анкетування, навчального тестування та експертної оцінки художньо-творчого застосування стильових знань і умінь про художні стилі. Запропоновано програму й методику спецкурсу «Теорія та історія художніх стилів» для педагогічних ВНЗ.
Диссертация посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию проблематики формирования художественно-стилевой компетентности будущих учителей музыки. В работе выявлена сущность и определено понятие художественно-стилевой компетентности (ХСК) учителя музыки, установлено ее отношение к компетенциям данной специальности, к иным видам и уровням компетентности личности. Построена понятийная модель, отражающая художественно-стилевую компетентность в художественно-предметном, гностико-творческом, онтогенетическом и прагматическом аспектах. В предметном аспекте ХСК раскрывается как целостное отображение в сознании человека формальных (материально-вещественных, языковых и поэтических) и образносодержательных (перцептивных, психологических и идейно-этических) индивидуально-типологических особенностей художественных артефактов. В гностико-творческом плане ХСК интерпретируется как комплекс эмпирических знаний (стилевого тезауруса), теоретических знаний, рациональных и художественно-творческих умений. Онтогенетический аспект раскрывает особенности ХСК на разных этапах становления личности. Прагматический аспект выявляет отношение ХСК к функциям и структуре профессиональной деятельности учителя музыки. На основе теоретической модели и анализа обстоятельств художественно-стилевой подготовки учителей музыки в Украине и Китае определены педагогические принципы, условия и методы формирования художественно-стилевой компетентности студентов педагогических вузов. Основу разработанной комплексной методики составляют принципы культуросообразности, мультикультурности, полихудожественности, системности формирования стилевого тезауруса, проблемно-поисковый и деятельностный подходы, методы ролевой игры, творческого соревнования, стилизационной импровизации, принцип стереоскопического стилевого анализа и атрибуции единичного художественного артефакта и др. Разработана методика педагогической диагностики уровней сформированности художественно-стилевой компетентности студентов на основе методов анкетирования, тестирования и экспертной оценки художественно-творческого применения стилевых знаний и умений. Предложена программа и методика спецкурса «Теория и история художественных стилей» для педагогических высших учебных заведений.
The dissertation is devoted to the theoretical and experimental research of the artistic-style competence of the future music teachers. The concept of the artistic-style music teacher’s competence was defined and its essence was revealed. The relation with various types and levels of the general personality competence was stated. The conceptual model reflecting the artistic-style competence in its artistic specification was created as well as in its gnostic, ontogenetic and pragmatic aspects. This theoretical model and the analyses of the circumstances of the music teachers training in Ukraine and China became the foundation for the definition of the pedagogical principles, conditions and methods for the artistic-style competence, necessary for the Teachers Training Universities. The foundation of the developed complex methodology consists of the principles of cultural correspondence, system, the increase of the concrete to the abstract, from the empiric to the theoretic, from non-specific to the specific, from reproductive to creative knowledge. It includes problematic and action approach, the role play and simulation games methods as well as methods of creative competition, stylized improvisation, the principle of stereoscopic style analysis and the single artistic artifact attribution. The special methods for students’ artistic-style competence level testing was worked out on the base of questionnaire polls, teaching testing and expert evaluation of artistic-style knowledge and skills application. The program and methodology of the special course “ Theory and History of the Artistic Styles” for the Teachers training Universities was suggested.