У дисертації досліджується проблема формування вокальних навичок у майбутніх учителів музики на схожості традицій вокальних технік Китаю та України. Проаналізовано стан проблеми у історіографії, науково-теоретичній літературі, практиці музично-педагогічної освіти. Визначено психофізіологічну сутність формування вокальних навичок, їх компонентну структуру, поетапність цього процесу на заняттях з вокалу; уточнено зміст ..формування вокальних навичок" на схожості традицій вокальних технік Китаю та України в умовах інтерсуб’єктної взаємодії, обґрунтовано методичні засади забезпечення сформованості комплексу вокальних навичок та педагогічні умови підвищення ефективності цього процесу. Розроблено та апробовано методику поетапного формування вокальних навичок на схожості традицій вокальних технік Китаю та України, виокремлено комплекс необхідних павичок вокаліста.
В диссертации исследуется проблема формирования вокальных навыков у будущих учителей музыки на вокальных традициях Китая и Украины. На основе анализа научно-теоретической литературы, выводов, изложенных в историографии, педагогического опыта, практики музыкальнопедагогического обучения охарактеризовано состояние процесса формирования вокальных навыков; раскрыта психо-физиологическая сущность их содержания; определена структура исследуемого феномена, состоящая из мотивационно-аксиологического компонента, в котором раскрыто наличие и постепенное возростание осознанности ценности овладения вокальными навыками на сходстве традиций вокальных техник Китая и Украины; когнитивно-эмоционального, необходимого для формирования базовых навыков, непосредственно связанного с усвоением теоретического и практического материала, методического и музыкального репертуара; технологического, как непосредственного предмета формирования комплекса базовых вокальных навыков певческая позиция, певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, ансамблевое пение следуя психологической теории поетапного их формирования. В результате теоретического осмысления научных положений было уточнено содержание ”формирования вокальных навыков” на сходстве традиций вокальных техник Китая и Украины в условиях интерсубъектного взаимодействия, обоснована методика обеспечения сформированности комплекса вокальных навыков. В процессе исследования доказано, что эффективными факторами формирования вокальных навыков на сходстве традиций вокальных техник Украины и Китая является согласование составляющих компонентной структуры с установленными принципами; обогащение способов достижения выразительности голоса; устранение недостатков, исключающих правильное формирование вокальных навыков. Обоснованы педагогические условия достижения эффективности формирования вокальных навыков на сходстве традиций вокальных техник Украины и Китая; на основе определения критериев и их показателей, соответствующих структурным компонентам исследуемого феномена (мотивационно-аксиологическому, когнитивно-эмоциональному и технологическому), определены три уровня сформированности необходимых навыков -высокий, средний и низкий. Реализация педагогических условий осуществлялась поэтапно на занятиях по вокалу. Первый етап пропедевтический (первоначальное изучение действий) обеспечил использование национальных традиций, детальное изучение и исполнение первичных приемов овладения вокальными навыками. Второй этап основной (детальное разучивание), на котором использовались методы эффективного формирования базовых навыков, совершенствовались приобретенные ранее, формировались новые. Третий этап — заключительный (закрепление и дальнейшее совершенствование) — предполагал закрепление комплекса навыков, ранее сформированных и новых, характерных данному этапу. Разработанная и апробированная методика поэтапного формирования вокальных навыков на сходстве традиций вокальных техник Китая и Украины выявила весомые преимущества в формировании вокальных навыков студентов на традициях Китая и Украины, перспективные тенденции этого процесса.
The thesis examines the problem of vocal skills of future music teacher on the similarity of traditional vocal techniques of China and Ukraine. The state issues in historiography, research and theoretical literature, music and practice of teacher education. Definitely psycho-physiological nature of the formation of vocal skills, their component structure of this phased process in the classroom with vocals; clarifies meaning of “forming vocal skills” on the similarity of tradition vocals techniques of China and Ukraine in cooperation interindividual reasonably methodological principles of formation of complex vocal skills and pedagogical conditions of efficiency of the process. Developed and tested method of formation of vocal skills on the similarity of traditional vocal techniques of China and Ukraine, determined set of required skills vocalist.