У дисертаційній роботі запропоновано новий підхід до вивчення когнітивно-ономасіологічного аналізу інтертекстуальності; розроблено методику когнітивно-ономасіологічної реконструкції інтертекстуальних мотивів давньогрецьких і латинських епіграм; схарактеризовано особливості інтертекстуальної структури античних літературних епіграм на матеріалі текстів Палатинської антології та збірок Марка Валерія Марціала; визначено спільні та відмінні джерела інтертекстуальності давньогрецьких і латинських епіграм; реконструйовано зовнішню та внутрішню форми мовних знаків-актуалізаторів інтертекстуальних мотивів-прототипів жанру античної епіграми; виявлено джерела інтертекстуальної концептуалізації поетичного простору давньогрецьких і латинських епіграм.
В диссертационной работе предложен новый подход к процедуре когнитивноономасиологической реконструкции интертекстуальности на материале древнегреческих (Палатинская антология) и латинских эпиграмм (сборники Марка Валерия Марциала). Интертекстуальность античной эпиграммы имеет двойную природу и может быть реконструирована на основе выявления источников интертекстов (когнитивная реконструкция) и декодирования их языковых сигналов (ономасиологическая реконструкция). В ходе исследования были выявлены общие для греческих и латинских эпиграмм архетипно-прототипные мотивы (“посвящение”, “смерть”, “пир”, “любовь”), определившие эволюцию жанра. Они реконструируются на основе общей архитекстуальной рамки: теонимов-актуализаторов, реликтов коммуникативной ситуации, композитов и дериватов словообразовательного форманта-репрезентанта мотива, а для древних вотивных и надгробных эпиграмм дополнительными идентификаторами являются архаические субжанровыс формулы. Генетически близкие к ритуалам мотивы-прототипы “посвящение” и “смерть” оказываются наиболее устойчивыми в архитекстуальний парадигме жанра, сохраняя относительно стабильные конституирующие признаки поэтического текста “эпиграмма” (коммуникативная ситуация, теонимы-актуализаторы, архаичные формулы) и в древнегреческой, и в латинской эпиграмме. Оторванные от ритуалов мотивы-прототипы “пир” и “любовь” только в древнегреческой эпиграмме содержат все составляющие архитекстуальной рамки, а в латинской эпиграмме сохраняют лишь реликты коммуникативной ситуации. Генетическая связь литературной эпиграммы с древними инскрипциями обуславливает происхождение общих архитекстуальных включений в текстах античных эпиграмм из устной части ритуалов, фиксировавшейся в архаических эпиграммах-надписях. Все мотивы-прототипы и в древнегреческой, и в латинской эпиграмме варьируются и обновляются за счет привлечения внежанровых интертекстуальных включений прецедентных феноменов с определенным семантическим потенциалом, которые происходят из разных источников (мифологических, литературных, исторических, культурных и т.д.). Специфической чертой древнегреческой эпиграммы является ее склонность к продуцированию композитных номинативных структур (особенно на базе словообразовательных формантов-репрезентантов основного мотива текста). Источником такого способа интертскстуальной концептуализации является греческая литературная традиция, поскольку определяющий статус композитных номинатем в когнитивной карте текста был характерен уже для поэм Гомера. Специфической чертой латинской эпиграммы является приобретение в ней концептуализирующего характера обсценными номинатемами, что объясняется влиянием римских культурных (Сатурналии, народные театры, культ Приапа и т. д.) и литературных (творчество Катулла, Марса, Педона, Гетуллика и т. д.) традиций. Перспективное направление дальнейших исследований заключается в последующем изучении когнитивных механизмов интертекстуальности на основе реконструкции других интертекстуальных мотивов античных эпиграмм с привлечением эпиграфического материала.
The thesis deals with a new approach to the study of cognitive and onomasiological analysis of intertextuality; the methods for the cognitive and onomasiological reconstruction of the intertextual motives in ancient Greek and Latin epigrams were developed; the features of the intertextual structure of the ancient literary epigrams based on the Palatine Anthology texts and Mark Valery Martial collections were characterized; common and different sources of the intertextuality of Greek and Latin epigrams were determined; there were reconstructed the external and internal forms of signs-actualizators of the intertextual motives and prototypes in ancient epigrams; the sources of the intertextual conceptualization of poetic space of Greek and Latin epigrams were found out.