У дисертації аналізуються тенденції формування загальнотеоретичних основ дослідження історії освіти та педагогічної думки в Україні у другій половині XIX на початку XX століття. На основі вивчення широкого комплексу архівних, рукописних і опублікованих джерел проаналізовано політичні та соціокультурні умови та етапи виокремлення історико-педагогічного знання в окремий напрямок теоретичного пошуку. Характеризуються принципи розгляду проблем історії освіти у працях вітчизняних авторів, яких можна віднести до числа початківців конструювання та вивчення загальногуманітарних наук. Чільне місце відводиться характеристиці процесу інституціалізаціі означеного наукового напрямку. У дослідженні розкриваються особливості формування понятійно-категоріального апарату історії освіти, характеризується варіативність періодизацій історико-педагогічного процесу. Виділено, як структуротворчі варіанти дефініції предмету, завдань, функцій та періодизації історико-педагогічного процесу.
Содержание работы состоит из следующих компонентов: введение, три раздела, выводы к каждому разделу, общие выводы, список основных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы, территориальные и хронологические рамки исследования, проанализирована источниковая и методологическая база, степень научной разработки проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, указано на теоретическое и практическое значение работы, научную новизну ее результатов, поданы сведения об апробации основных положений. В разделах диссертации на основе изучения педагогической, исторической, историко-педагогической, философской, историкопсихологической, социально-философской литературы и интерпретации архивных источников исследована и обобщена проблема формирования общетеоретических основ отечественной истории образования и педагогической мысли во второй половине XIX начале XX века. С этой целью автором осуществлен анализ развития историко-педагогического знания в течение исследуемого периода, конкретизированы приоритетные объекты теоретических поисков ученых, выявлена динамика методического становления истории педагогики как самостоятельного научного направления и академической дисциплины. Доказано, что формирование общетеоретических основ предмета исследования проходило под влиянием совокупности социокультурных факторов, философских, педагогических, исторических идей и концепций, развития системы гуманитарных дисциплин -педагогики, истории, философии, культурологии и пр. Указанные императивы обусловили предметную дифференциацию и содержательное структурирование историко-педагогических исследований. В контексте рассмотрения отдельных направлений историкопедагогических работ (история отечественной и зарубежной школы, деятельность отдельных учебных заведений, персоналии педагогов и другие) диссертантом проанализированы характерологические основы предметного становления указаного направления. Подчеркнуто, что исследования историко-педагогической проблематики развивались как количественно, так и качественно, содержательно: от создания описательных фактографических работ и публикаций комментированных источников до аналитических систематизированных монографий. Приоритетное значение при этом приобретала система гносеологических методов: ретроспективного, архивного, статистического, историко-сравнительного, экстраполяции и других. Историко-педагогические исследования второй половины XIX начала XX века характеризировались применением конкретно-исторического подхода, максималистского использования документальних источников. К общетеоретическим особенностям исследований следует отнести: стремление авторов избежать ориентации на общеисторическую периодизацию и конкретизировать фактор временных границ педагогического феномена, попытка ретроспективы историко-педагогического явления в процессе дальнейшего реформирования системы воспитания и образования, переориентация способа написания исследования от описательно-констатирующего к аналитическому. Историко-педагогический процесс рассматривался авторами во взаимосвязи с социальным и политическим развитием общества, его культурными и национальными традициями. Работы характеризовались последовательностью, аргументацией, наличием аналитических сравнений с зарубежными педагогическими процессами. Появление историографического анализа в исследованиях свидетельствовало о наличие научного, ретроспективного подхода к изложению материала. Автором выявлены особенности процесса институциализации истории педагогики как учебной дисциплины в отечественных учебных заведениях разных типов (университетах, духовной академии, институтах). В процессе комплексного изучения историко-педагогических источников и литературы конкретизированы способы организации учебного материала философско-исторический (П. Юркевич), традиционный, тематико-хронологический (М. Маккавейский, М. Демков, Ф. Зеленогорский), концентрирование курса вокруг отдельных приоритетных тем (Н.Лавровский, М.Лилеев), проблемнотематический (С.Гогоцкий). В диссертации последовательно исследованы тенденции становления понятийно-категориального аппарата истории образования (подходы к формулировке дефиниций предмета истории педагогики, ее функций, задач, научного и культурологического значения). Систематизация и анализ историко-педагогических источников второй половины XIX начала XX века позволили охарактеризовать вариативность структурно-логического построения периодизации истории педагогики. Среди подходов: тематикохронологический, соотносящийся с конкретными этапами общей истории (у М.Демкова, Г.Попова, А.Белявского); синхронный, при котором характеристика этапов развития отечественной педагогики интегрировалась в тематику истории мировой школы и педагогической (А.Селиханович). Проблемно-хронологический подход допускал группирование историкопедагогических проблем вокруг важнейших проблемных блоков (например, историко-генетический анализ воспитательного идеала в условиях разных цивилизаций). Автором аргументируется положение о том, что общая эволюция основ историко-педагогического исследования развивалась в контексте трансформации представлений о месте образования в жизни личности, государственном и культурном развитии страны. В работе сформулированы рекомендации по использованию опыта отечественных историков педагогики исследуемого периода в современных условиях.
In the dissertation the forming of general theoretical principles of investigations history of education and pedagogical thought in Ukraine are investigated. The author of the thesis used in his work intersubject method. It makes possible to reconstruct the mechanism of interaction in the system “science and society” and functioning Ukrainian history-pedagogical direction of science in the period of the political liberalism of the renascence of the national culture and alitinativity of the pedagogical knowledge. On the basis of wide range of the archive and published sources tire author of the thesis analyses the political, social and cultural conditions registration history-pedagogical knowledge in individual direction of theoretical researching. Much attention is paid to the interpretations of the nominal peculiarities of history-pedagogical investigations. Grate attention is paid to the interpretations of the process of institualization given scientific direction. In the dissertation the process of forming terminological and conception apparatus of history of pedagogic are investigated. The main results thesis and conclusions can be used in teaching pedagogics, history of pedagogics, history of Ukraine, study of local lore as well as in the process of preparing manuals and methodical handbooks.