Роботу присвячено актуальній проблемі формування навичок грамотного письма в дітей із важкими вадами мовлення на основі корекційно-розвивальних впливів спеціальної організації навчання списування. У дисертації розглядаються теоретичні засади та два основних напрямки корекційного навчання: формування списування як виду мовленнєвої діяльності з урахуванням особливостей психічного і мовленнєвого розвитку дітей із ВВМ та використання списування як одного з ефективних прийомів вироблення орфографічної навички. Встановлено, що поліпшення якісного рівня грамотності учнів із ВВМ можливе за умови спеціально організованого формування в них алгоритму послідовних дій списування з урахуванням специфічних порушень цього виду діяльності. Запропоновано систему спеціальних практичних вправ, спрямованих на розвиток та корекцію в учнів порушених механізмів списування, які с міцним підгрунтям грамотного письма. Ефективність цієї системи обгрунтована теоретично і підтверджена експериментально.
Исследование посвящено актуальной проблеме формирования навыков грамотного письма у детей с тяжелыми нарушениями речи на основе коррекционноразвивающих влияний специальной организации обучения списыванию. От уровня сформированности у данной категории детей грамотного письма в значительной степени зависит успешное овладение другими учебными предметами. Поэтому формирование грамотности устной и письменной речи является одной из главных задач обучения украинскому языку в специальной школе. Несмотря на проявляемый к данной проблеме интерес практиков и исследователей, остаются недостаточно изученными коррекционно-развивающие возможности многих видов речевой деятельности, методических приемов и средств, видов письменных работ в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) родному языку в целом, формировании навыков орфографически грамотного письма, в частности. В практике долгое время не дооценивается роль списывания в формировании орфографически грамотного письма. Вовсе не обращается внимание на выполнение умственных и речевых действий, которые обеспечивают правильное и осознанное воспроизведение образца во время списывания. Таким образом, выбор темы данного исследования обусловлен, с одной стороны, социальной значимостью овладения грамотной письменной речью как составным компонентом языкового образования, а с другой неудовлетворительным методическим обеспечением процесса обучения родному языку учащихся с ТНР, недостаточной разработкой проблемы повышения качественного уровня грамотного письма в теоретическом и практическом аспектах. В связи с этим объектом исследования был избран процесс обучения грамотному письму учащихся младших классов с ТНР; предметом система коррекционноразвивающих влияний специального обучения списыванию на формирование грамотного письма у учащихся с ТНР. Цель исследования разработать дидактико-методические средства интенсификации формирования навыков грамотного письма в процессе специального обучения списыванию. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что повышение качественного уровня грамотности учащихся с ТНР возможно при условии учета характерных особенностей познавательной деятельности и речевого опыта детей с нарушениями речи, формировании у них алгоритма последовательных осознанных действий списывания, использования в определенной методической системе специальных пропедевтических и тренировочных упражнений, целенаправленных на формирование у учащихся прочной основы грамотного письма. В диссертации рассматриваются теоретические аспекты и два основных направления коррекционного обучения: формирование списывания как вида речевой деятельности с учетом особенностей психического и речевого развития детей с ТНР, а также использование списывания как одного из эффективных приемов выработки орфографического навыка. Установлено, что качественный уровень грамотности письма в целом учеников с речевыми нарушениями возможно значительно повысить в процессе специальной организации обучения списыванию как виду речевой деятельности. С этой целью в эксперименте апробирован алгоритм списывания, учитывающий специфические нарушения данного вида деятельности у детей с ТНР. Разработанная система специальных практических упражнений, направленных на развитие и коррекцию у младших школьников механизмов списывания, является прочной основой формирования у них грамотного письма. Достоверность результатов обеспечивается научно-теоретическим обоснованием исходных положений исследования, репрезентативностью выборки, количественной и качественной характеристикой достаточного объема эмпирического материала, эффективностью экспериментальной работы в специальных школах.
The scientific research is dedicated to the topical problem of forming correct spelling skills of children suffering from serious abnormalities of speech. The skills are formed on the basic of correctively-developing infuence of specific organisation of teaching copying the text material. Theoretical aspects and two main directions of corrective teaching are considered in the dissertation, that is: forming copying as one of the types of speech activity with regard of specific features of psychological and speech development of children suffering from serious abnormalities of speech, and the use of copying as one of the effective methods of forming skills in spelling. It has been estalished that the rise in quality level of literacy among pupils suffering from serious abnormalities of speech is possible on condition that algorithm of copying is formed with regard of specific abnormalities in that very type of activity. The system of special practical exercises aimed at the development and correction of pupils’ copying mechanisms is suggested. The system is considered to be a reliable ground for correct spelling. The effectiveness of this system is substantiated theoretically and proved experimentally.