З позицій плюралістичної і міждисциплінарної методології в дослідженні аналізуються: процеси формування і функціонування в сучасній масовій свідомості різноманітних міфологем, які базуються на традиціях давньої класичної міфології; причини виникнення і характеристики міфологічного мислення, які сприяють його сучасній актуалізації. Запропонована концепція архетипів космогонічних міфологем, під якими розуміються соціокультурні константи, що задають символічні просторово-часові параметри екзистенції і перманентно репродукують свої формально-змістовні характеристики при трансформаціях у різних сферах культури.
С позиций плюралистической и междисциплинарной методологии в исследовании анализируются процессы формирования и функционирования в современном массовом сознании разнообразных мифологем, многие из которых базируются на традициях древней классической мифологии. Установлено, что причинами актуализации мифологического мышления в современной социокультурной ситуации являются изменения в мировоззренческих установках, вызванных кризисом логического позитивизма, лингвистическим поворотом в философии, общекультурологической ориентацией на семантику возможных миров и виртуальные реальности.
Предложена концепция архетипов космогонических мифологем, под которыми понимаются социокультурные константы, задающие символические пространственно-временные параметры экзистенции и перманентно репродуцирующие свои формально-содержательные характеристики, актуализируясь в различных сферах культуры. Анализируются конкретные архетипы космогонических мифологем (хаос, небо и земля, мировое древо), эксплицируется их эвристический потенциал. Развивается положение о том, что архетипы космогонических мифологем, сформировавшись в период преобладания мифологического мировоззрения, репродуцируют свои формально-содержательные характеристики в периоды преобладания как религиозного, так и научного мировоззрений, и выполняют функцию своеобразных метаисторических социокультурных констант. Для обоснования последнего тезиса процессы трансформаций космогонических мифологем исследуются в религиозных традициях, в частности, китайской религиознофилософской традиции, а также на разнообразных примерах их проявлений в современной десакрализованной культуре: в искусстве, политике, науке.
Так, исследование архетипов космогонических мифологем в китайской религиозно-философской литературе показало наличие их характеристик в классических китайских философемах «дао», «ци», «инь-ян».
Исследование неомифологизма как одного из ведущих принципов современной литературы продемонстрировало наличие в ней таких черт мифологического мышления как: архетипичность образов, ориентация на семантику возможных миров, циклические способы организации пространства-времени, мифоритуальные идеи карнавала, представления о демиургах-культурных героях.
В современных зрелищных искусствах (цирк, кино, телевидение) элементы архетипов космогонических мифологем реанимируют циклическое восприятие времени, основанное на системе показа, а не системе рассказа, базирующейся на линейном восприятии времени. Архетипические космогонические мифологемы - хаос и космос, сакральный центр, мировые стихии, - идентифицируются здесь в глубоко скрытом, неосознанном виде; сакральный космогонический смысл зрелищ теряется, они становятся профанными и выполняют главным образом развлекательную функцию.
Современная политическая и рекламная мифология использует архетипический потенциал классических мифологем как один из способов формирования идентичности общества потребления, сводя его исключительно в материальную плоскость. Такие модусы мифологического мышления как: направленность на коллективное сознание; деление на «своих» и «чужих» по принципу архаического дуализма; провозглашение современных политиков «культурными героями-спасителями»; цикличность восприятия времени и сакральность «начала времен» - способствуют формированию «новой мифологии» общества потребления и влиянию на массовое сознание иррациональных факторов.
Исследование проявлений архетипов космогонических мифологем в синергетике показало, что базовые принципы ее мировосприятия коррелируют с основными характеристиками мифологического мышления - холистичностью и антропокосмизмом, а также возрождают фундаментальную идею мифологического мировидения - перехода от креативного хаоса через креативный вихрь к порядку.
Таким образом, в диссертационном исследовании доказывается, что современные мифологемы во многом сохраняют свою архетипическую природу и присущие им с древних времен внутренние смыслы, но при этом существенно меняют внешние формы своего выражения и становятся качественно иными неомифологическими структурами.
From the aspects of pluralistic and interdisciplinary methodology the thesis is devoted to the formation and functioning processes of the modem mass consciousness varied mythologems rooted in the classical ancient mythology traditions; the origins and characteristics of mythological thought assisted it’s modem actualization are examined. The conception of cosmological mythologems archetypes is offered. The cosmological mythologems archetypes are considered as sociocultural constants that set symbolic, space, tune parameters of existence and permanently recreated it’s formal essential characteristics in various spheres of cultural transformation.