Дисертацію присвячено проблемі формування професійної компетентності майбутніх фахівців із спортивно-оздоровчого туризму у вищих навчальних закладах. У результаті дослідження вперше розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено модель формування професійної компетентності майбутніх фахівців із спортивно-оздоровчого туризму у вищих навчальних закладах; визначено структурні компоненти професійної компетентності майбутніх фахівців із спортивно-оздоровчого туризму (мотиваційний, когнітивний, креативно-діяльнісний, рефлексивний); з’ясовано критерії, показники та рівні сформованості професійної компетентності майбутніх фахівців із спортивно-оздоровчого туризму у вищих навчальних закладах. Уточнено сутність поняття “професійна компетентність майбутніх фахівців із спортивно-оздоровчого туризму”. Подальшого розвитку набули теоретичні положення щодо системного, компетентнісного, діяльнісного, особистісно орієнтованого підходів до формування професійної компетентності майбутніх фахівців із спортивно-оздоровчого туризму у вищих навчальних закладах.
Диссертация посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в высших учебных заведениях. Профессиональная компетентность будущих специалистов по спортивнооздоровительному туризму рассматривается как интегративная характеристика профессиональных качеств личности студента, которая отображает его отношение к туристской деятельности, уровень знаний, умений и навыков, индивидуальных способностей для ее осуществления, организации и проведения спортивно-оздоровительных программ с целью восстановления физических и психических сил человека. В результате исследования определены структурные компоненты профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивнооздоровительному туризму: мотивационный компонент предусматривает наличие у студентов мотивации к будущей профессиональной деятельности в области спортивно-оздоровительного туризма и мотивации на достижение успеха в профессии, интереса к процессу учебы; когнитивный компонент предусматривает наличие у студентов профессионально ориентированных знаний по спортивно-оздоровительному туризму; креативно-деятельностный компонент предусматривает наличие у студентов специальных умений и навыков, необходимых для деятельности в области спортивнооздоровительного туризма, наличие творческого потенциала; рефлексивный компонент предусматривает наличие у студентов самооценки и критичности в отношении личностных качеств. К специальным умениям и навыкам, необходимым для деятельности в области спортивно-оздоровительного туризма, нами отнесены: умение вязать узлы, умение преодолевать преграды, подъёмы и спуски по верёвке, умение ориентироваться на местности, умение работать с картой и компасом, умение обустраивать бивуак, навыки оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавших. Определены и обоснованы критерии сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивнооздоровительному туризму, которые отображают: степень сформированности мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности в области спортивно-оздоровительного туризма; степень усвоения студентами профессионально ориентированных знаний по спортивно-оздоровительному туризму; степень сформированности у студентов специальных знаний и умений, необходимых для деятельности в области спортивно-оздоровительного туризма и степень сформированности их творческого потенциала; степень сформированности у студентов способности к личной самооценке и критичности в отношении личностных качеств. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в высших учебных заведениях, которая содержит в себе систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих при создании организационно-педагогических условий достижение главной цели, а именно: формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в высших учебных заведениях. Организационно-педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивнооздоровительному туризму нами определены следующие: развитие личности студента на основе гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса с учетом будущей деятельности в области спортивно-оздоровительного туризма; организация сотрудничества, ориентированного на создание ситуаций успеха в будущей профессиональной деятельности в сфере спортивнооздоровительного туризма; педагогическое оценивание в условиях кредитномодульной системы обучения сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму на основе компьютерных технологий. Результатом является сформированность профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в высших учебных заведениях. Последующее развитие приобрели теоретические положения касательно системного, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного подходов к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в высших учебных заведениях. Для учебно-воспитательного процесса подготовки будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму разработан и предложен комплекс учебно-методических материалов, в который вошли учебные программы, тестовые задания, компьютерная программа “ССК”.
Dissertation is devoted to the problem of forming of professional competence of future specialists on sport and health tourism in higher educational establishments. As a result of research first worked out, theoretically based and experimented a model of forming of professional competence of future specialists on sport and health tourism in higher educational establishments; structural components (motivational, cognitive, creative and pragmatist, reflexive) of the professional competence of future specialists on sport and health tourism, criteria, indices and standards of professional competence of future specialists on sport and health tourism in higher educational establishments are determined. It is specified the essence of concept “professional competence of future specialists on sport and health tourism”. Theorizes on system approach, competency building approach , pragmatist approach and learner-centered approach to the forming of professional competence of future specialists on sport and health tourism in higher educational establishments.