Дисертацію присвячено питанням індивідуалізації навчальної діяльності учнів з фізики в загальноосвітній школі з використанням інноваційних освітніх технологій. Автором створено методичну систему реалізації індивідуального підходу в навчанні фізики в умовах використання інноваційних освітніх технологій, що включає діагностику знань і вмінь, вивчення якостей особистості учня, проектування оптимальних технологій навчання, їх упровадження, оцінку їх ефективності. Розроблено методику впровадження запропонованої моделі. Обґрунтовано доцільність використання інноваційних технологій навчання в процесі вивчення фізики і з’ясовано психолого-педагогічні та методичні умови їх успішного впровадження на уроках фізики в загальноосвітній школі. Досліджено застосування проектного методу та засобів інформаційно-комунікаційних технологій навчання в процесі вивчення фізики. Розроблена методична система вивчення фізики може бути використана під час професійної підготовки студентів педагогічних вищих навчальних закладів фізичних спеціальностей, а також методистами, вчителями загальноосвітніх шкіл.
На основании анализа философской, психолого-педагогической и научнометодической литературы и анализа практики работы школ определена особенная роль индивидуализации обучения и обнаружены возможности использования разных образовательных технологий в современной школе. Это определило значимость и необходимость последующей разработки проблемы применения индивидуального подхода, который реализует инновационные образовательные технологии для повышения качества физического образования и развития личности учащегося, а также целесообразность его внедрения в школьную систему физического образования. Диссертация посвящена вопросам индивидуализации учебной деятельности учеников из физики в общеобразовательной школе с использованием инновационных образовательных технологий. Автором создана методическая система реализации индивидуального подхода в обучении физике в условиях использования инновационных технологий, которая включает диагностику знаний и умений, изучения свойств личности ученика, выбор или разработку оптимальных технологий обучения, оценку их эффективности за следующими критериями: соответствие принципам научности и доступности; соответствие условиям создания успешной образовательной среды; содействие повышению мотивации и развитию познавательного интереса учеников; содействие повышению качества и прочности усвоения знаний; содействие формированию самооценки, развитие партнерских отношений; опора на хорошо спроектированную деятельность, необязательность создания новых условий обучения; необязательность кардинальных превращений; экономия времени, для педагога средней квалификации; содействие формированию ключевых компетенций и др. Разработана методика внедрения предложенной системы. Результаты исследования внедрены в процесс обучения физики. Разработанная методическая система изучения физики может быть использована во время профессиональной подготовки студентов педагогических высших учебных заведений физических специальностей, а также методистами, учителями общеобразовательных школ. Обоснована целесообразность использования инновационных технологий обучения в процессе изучения физики и выяснены психолого-педагогические и методические условия их успешного внедрения на уроках физики в общеобразовательной школе. Исследовано применение проектного метода и информационнокоммуникационных технологий обучения в процессе индивидуализации обучения физики. Проведен педагогический эксперимент, который подтвердил гипотезу исследования о том, что разработка методической модели реализации индивидуального подхода в условиях комплексного использования традиционных (коллективно-групповых) и инновационных образовательных технологий в обучении физике будет способствовать повышению уровня научных достижений учеников. Разработанная методика позволяет учащимся не только изучать и наблюдать физические явления, но и использовать приобретенные знания на практике. В результате проведенных исследований установлено, что внедрение инновационных технологий обучения позволяет повысить эффективность усвоения учащимися сложных научных понятий. В то же время показано, что применение информационно-коммуникационных технологий должно учитывать особенности изучения физики как учебного предмета, поскольку физика является наукой экспериментальной. Результаты эксперимента полностью подтвердили достоверность теоретических и методических положений разработанной методической системы реализации индивидуальногрупповых и операционно-процессуальных компонентов инновационных технологий в обучении физике способствует повышению уровня научных достижений учеников.
The dissertation is devoted to the questions of individualization of pupils’ educational activity on the lessons of physics at school by means of innovative educational technologies. The methodology of introduction of the suggested model is presented. Expediency of the use of innovative technologies of studies is reasonable in the process of studying physics. Psychological, pedagogical and methodological terms are found out to be successful in the introduction on the lessons of physics at school. Application of the project method of studies in the process of studying physics is investigated. Research results are inculcated in the process of pupils’ studies of physics. The worked out methodology of studying physics can be used for professional training of students of pedagogical higher institutions with physical specialities. The methodology is also useful for supervisors on school practice and teachers of comprehensive schools.