У дисертації здійснено теоретичне узагальнення, подано практичні рекомендації щодо підвищення ефективності професійної підготовки в умовах магістратури вищих педагогічних навчальних закладів України майбутніх викладачів гуманітарних спеціальностей, що виявляється в обґрунтуванні важливості та необхідності компетентнісного соціального спрямування підготовки педагогів-гуманітаріїв. Визначено та аргументовано структуру, сутнісні аспекти, критерії сформованості соціальної компетентності, окреслено ключові напрями процесу їх розвитку під час навчання у вищих педагогічних навчальних закладах. На базі аналізу нормативних документів, що визначають вимоги до професійної освіти педагогічних кадрів галузі знань «Гуманітарні науки», репрезентовано модель формування соціальної компетентності майбутніх викладачів гуманітарних спеціальностей у процесі магістерської підготовки, розроблено систему методів, прийомів і засобів формування соціальної компетентності майбутніх викладачів гуманітарних спеціальностей. Експериментально підтверджено ефективність запропонованої моделі, що дає змогу підвищити рівень сформованості соціальної компетентності в процесі фахової підготовки майбутніх викладачів-гуманітаріїв.
Исследование посвящено проблеме формирования социальной компетентности будущих преподавателей гуманитарных специальностей в контексте профессионального образования. Проведен теоретический обзор исторических аспектов становления и развития системы гуманитарного образования в высших учебных заведениях, обобщены теоретико-методологические подходы к построению компетентностно ориентированной модели обучения, обоснована необходимость социальной гуманистической направленности профессиональной подготовки будущих педагогов-гуманитариев. В диссертации теоретически обоснована и разработана авторская экспериментальная модель подготовки преподавателей гуманитарных специальностей, определены условия эффективного функционирования модели в образовательном процессе с учетом специфики подготовки педагогов-гуманитариев. В исследовании утверждается, что важной задачей при разработке профессиональных образовательных программ является определение глубины компетентностей в соответствии с уровнем образования. Основное отличие сформированных в процессе уровневого образования компетентностей заключается в характере выполняемых функциональных задач, конкретное решение которых определяется спецификой отраслей, объектами и видами профессиональной деятельности. Социальная компетентность выпускника магистерских программ гуманитарных наук это углубление и расширение социальной компетентности выпускника бакалаврского уровня путем формирование знаний и понимания целостного мировосприятия и причинно-следственных связей развития общества и отдельной личности, а также принципов эмерджентности управления и самоуправления в процессе образования. Доказано, что успешному формированию и реализации профессионального и личностного потенциала педагога в условиях глобализации, интегративности, инновационности и информатизации общества способствуют организация учебного процесса на основе компетентностного подхода, теории контекстного обучения, гуманистическая направленность учебной деятельности студентов специальностей сферы «Гуманитарные науки». Обоснованы технологические аспекты формирования социально ориентированных качеств студентов в процессе профессиональной магистерской подготовки и даны рекомендации по формированию социальной компетентности как целостной интегральной структуры в условиях уровневой профессиональной подготовки. Адаптирован и ориентирован на формирование социальных качеств будущего педагога-гуманитария личностный подход в условиях контекстного обучения, основными составляющими которого выступают: практико-направленное усвоения знаний и опыта социального взаимодействия; теоретическое обобщение опыта применения инновационных технологий обучения; воспроизведение в учебном процессе предметных и социальных условий будущей профессиональной деятельности студентов в плане учебной работы; формирование ноосферного мышления и корпоративной культуры участников образовательного процесса. Установлено, что взаимосвязь применения предложенных подходов и технологий предусматривает: управление учебным процессом с учетом современных требований к подготовке специалистов с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; социальную направленность организации учебной деятельности студентов, ориентированную на гармоничное существование в глобальном поликультурном обществе. Доказано, что использование комплекса определенных дидактических факторов обеспечивает формирование личностных качеств и процессуально-деятельностных компонент социальной компетентности будущего преподавателя-гуманитария, которые проявляются в мотивации к получению новых и совершенствованию имеющихся знаний, рефлексии собственной деятельности и стремлении к саморазвитию; способности к применению полученных знаний и умений при решении профессиональных нестандартных задач, связанных с реализацией социального взаимодействия. Продемонстрирована возможность достижения этого за счет формирования умений анализировать социальные проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности и находить пути их решения (результат применения контекстного обучения, тренингов по корпоративной культуры образовательных учреждений, применение игровых технологий), способностей к интеграции знаний из разных областей и их системного применения при решении различных профессиональных ситуаций (результат ознакомление студентов с теорией ноосферного мышления) и т. д. Проведенная экспериментальная проверка предложенной модели подтверждает, что внедрение методологии комплексного использования аппарата разных дисциплин и применения новых знаний способствует формированию целостного научного мировоззрения, обеспечивает повышение уровня социальной подготовки педагогов-гуманитариев. Результаты апробации предложенных взаимосвязанных подходов личностного, компетентностного и контектного -подтверждают эффективность спроектированной системы методов, приемов и средств формирования социальной компетентности будущих преподавателей гуманитарных специальностей. Статистическая обработка результатов эксперимента продемонстрировала, что под влиянием комплекса организованных приемов и средств формирования социальной компетентности возможно обеспечить повышение уровня профессиональной социальной подготовки педагогических кадров.
The thesis presents a theoretical generalizations along with practical recommendations for improving the training effectiveness of teachers of Arts in terms of the magistracy in higher educational institutions of Ukraine. That was accomplished by justifying the importance and necessity of sufficient socially-oriented training of teachers of Arts. It was also defined and justified the structure and essential aspects of the formation of social competence standards, outlined key areas of their development process while studying in higher pedagogical educational institutions. Basing on constructed model of knowledge gaining in the process of master students training in "Arts" there was presented a model of social competence, the system of methods, techniques and tools of forming the social competence of teachers of Arts. Experimentally was confirmed the effectiveness of the proposed model, that eventually allows to increase the level of development of social competence in the professional training of teachers of Arts.