Dissertation is devoted to integral research o f national-patriotic aspects in the
cultural-art inheritance o f Ukraine o f the noted period. On the basis o f foreign. Ukrainian historiography generalized the historic-theoretic aspects, historic-law principles of the American and European national base process, which was formed on the basis of international laws and freedoms and became the main basis in introduction of Ukrainian experience. Made the analyze o f pre-conditions o f geopolitical circumstances, the reasons of internal development o f Ukraine in the conditions o f the “ Khruschov thaw”, which was instrumental in the origin o f the national-patriotic, cultural motion o f resistance which fought for state, national independence, free cultural, democratic development of Ukrainian nation in composition o f the USSR. The cultural-art elite which by all forms and methods found out a leading role in this process using public-political, cultural and art patriotic activity selected an original national culture which consisted o f literary-poetic, song musical, cinema-artistic works. On concrete examples are exposed the main patriotic constituents which are erected in the whole systems of the national-psychological, folk domestic features o f the Ukrainian people which was folded during his history', for the sake of realization o f primary objective: independent,cathedral Ukrainian state system and nation. Determined the certainly role of patriotic cultural-art inheritance o f the 60-80th of XXth century' in the claim of Ukrainian nation and state system.
В диссертации раскрыты национальные аспекты культурно-художественного
наследия Украины как одного из важных составляющих национального вопроса. На
основе источников отечественной и зарубежной литературы раскрыты историко-теоретический аспекты становления и развития украинской народности, нации с
учетом антропологических, лингвистических и культурных исследований
современной историографии, характерными особенностями которых для украинословянской нации стал культурный фактор. Социально-правовой базой для достижения поставленных целей в украинском национальной вопросе государственности послужила международная нормативно-правовая база прав и свобод, непосредственно США и Европы. Они закрепили в новейшей истории юридическо-правовые акты, касающиеся самоопределения народов, нации, права человека на свободное развитие, независимо от расы, языка, религии, политических убеждений, национальности, право на свободу мысли, убеждений. Они способствовали украинскому национальному патриотическому движению выступить на защиту национальных прав в содружестве с международными правозащитными движениями.Созданию такого национального движения способствовали и обстоятельства внутреннего развития 60-80-х гг. X X в. — постсталинская политика М.Хрущова, которая, в некоторой степени, дала возможность легализировать национально-культурную, общественно-политическую деятельность интелегенции. К этому периоду относятся и некоторые государственные реорганизации национально-политического значения, к примеру Министерство государственной безопасности переименовано в Комитет государственной безопасности, в обязанности которого входили и вопросы реабилитации политических заключенных. Процесс реабилитации частично был выполнен, кроме политзаключенных, особенно призванных за ст. 61 «вредительство», 62 «антисоветская агитация и пропаганда», сохраненными уже в новых кодексах Уголовного права СССР і УССР, за которыми и были осуждены «инакомыслящие» — политические под знаком «украинский буржуазный националист», среди которых - большинство патриотов: историков,
писателей, композиторов и др.Раскрыты социально-политические особенности проводимой политики М.Хрущова, Л. Брежнева и механизмы внедрения политических решений в национальную культурно-художественную жизнь республики, в первую очередь, - критику новых тенденций в искусстве, усиление административного и идеологического контроля над интеллигенцией, имеющий прямое влияние на принятие решение в сфере культурной жизни страны. Это впоследствии и повлекло за собой формирование национально-патриотических настроений в среде творческой интеллигенции, проявившиеся в организации национальных движений, общественно-политических, культурных акций, публикаций. Проанализированы произведения В. Сосюры. Б. Антоненка-Давидовича, Н. Руденка, Л. Костенко, Р.Иваничука, В.Стуса, А. Довженка, С. Параджанова, Ю. Илльенка, И.Миколайчука, Л.Осыки. П. Майбороды, А. Билаша, В. Ивасюка, Н. Ярсмчука и др. Все это национально-культурное наследие сохранило, возродило и юридически утвердило украинскую нацию и ее государсвенность в 1990-е годы.Таким образом, на основе культурного фактора была исторически завершена национальная патриотическая борьба украинского народа за территориальную, культурную, экономическую целостность украинской нации и государства.
Дисертацію присвячено дослідженню національно-патріотичного змісту'
культурно-мистецької творчості українських митців шістдесятників-дисидентів. На
основі зарубіжної, української історіографії узагальнено історико-теоретичні
аспекти, історико-правові засади американського і європейського націотворчого
процесу, які сформувались на основі міжнародних прав і свобод. Проаналізовано умови внутрішнього розвитку в України у часи „хрущовської відлиги”, які сприяли формуванню національно-патріотичного, культурного руху опору, учасники якого боролися за вільний культурний, демократичний розвиток нації у складі СРСР. Провідну роль у цьому процесі відіграла культурно-мистецька еліта, яка своєю громадсько-політичною, культурно-мистецькою діяльністю підносила самобутню національну культуру. На конкретних прикладах розкрито національно-психологічні, культурно-етнічні, народно-побутові особливості українського народу, які склалися протягом його історії, визначено роль патріотичної культурно-мистецької спадщини 60-80-х рр. XX ст. в утвердженні української нації і державності.