The author defined the meaning of «training of social workers for social and cultural
activities»; founded the criteria (cognitive, personal and operational) and their performance levels (high, adequate, average, low) of future social workers for social and
cultural activities with high school students; justified reasonably organizational and
methodological conditions for training of social workers for social and cultural activities;
improved maintenance of professional future social workers for social and cultural
activities by means of the course «social and educational work in the entertainment field», introduced forms of extracurricular work and practice.
В диссертации определено содержание понятия "подготовка социального педагога к социокультурной деятельности". Подготовка будущего социального педагога к социокультурной деятельности подана как процесс профессионального становления, постепенного формирования и развития когнитивной, личностной и
операционной готовности будущих социальных педагогов к социокультурной деятельности. Готовность будущих социальных педагогов к социокультурной
деятельности со старшеклассниками представлено как результат подготовки,
основанной на знаниях сущности социокультурной деятельности и ее специфики в
социально-педагогической работе со старшеклассниками, личностном отношении к
социокультурной деятельности, необходимых операционных умений социокультурной деятельности. Определены критерии (когнитивный, личностный,
операционный), их показатели и выявлены уровни (высокий, достаточный, средний,
низкий) готовности будущих социальных педагогов к социокультурной деятельности со старшеклассниками. Раскрыты возможности реализации культуротворческого направления социокультурной деятельности социального педагога со старшеклассниками, которые заключаются в применении таких видов деятельности, как: театральная, музейная, игровая, чтение, занятия физической культурой и т.д. Детализировано содержание социокультурной работы со старшеклассниками в парках культуры и отдыха, средствами туристско краеведческой и экологической деятельности. Раскрыто значение социокультурной анимации в деятельности социального педагога со старшеклассниками. Социокультурная анимация представлена как наиболее действенное средство социокультурной деятельности социального педагога со старшеклассниками. Уточнено содержание выполнения функций социального педагога (диагностической, прогностической, посреднической, профилактической, коррекционно-реабилитационной, рекреационной, коммуникативной, организационной и методической) как организатора анимационной деятельности со старшеклассниками. В ходе формирующего эксперимента в учебно воспитательный процесс высших учебных заведений Украины были внедрены организационно-методические условия подготовки будущих социальных педагогов к социокультурной деятельности со старшеклассниками. Реализация условия совершенствования содержания, форм и методов аудиторной подготовки будущих социальных педагогов оказалась возможной при внедрении таких ее составляющих, как: дополнение содержания лекционного материала; модернизация лекционного процесса за счет внедрения лекцийвизуализаций, бинарных и проблемных лекций; трансформация форм семинарских занятий; организация выездных практических занятий; использование интерактивных техник проведения практических занятий (кейсы, ролевые игры, проблемные задания). Реализация условия отбора целесообразных организационных форм внеаудиторной подготовки будущих социальных педагогов к социокультурной деятельности происходила через: организацию учебных экскурсий (культурные центры, дворцы и дома детского творчества, музеи); организацию работы кружка (кружок рекламно-информационной деятельности); внедрения проектов организационных форм социокультурной деятельности для старшеклассников, проведения массовых комплексных форм социокультурной работы для студентов; совершенствования форм индивидуальной и самостоятельной работы. Актуализация потенциала производственной практики происходила путем
проведения: установочных методических семинаров, внедрения авторского проекта
(фестиваля, праздника, конкурсной программы, станционного экспресса), проведения "открытой" итоговой конференции. В ходе эксперимента были апробированы составляющие учебнометодического комплекса «Социально педагогическая работа в сфере досуга» (программа курса, тематический план, планы лекций, семинарских, практических занятий, методические рекомендации, задания для самостоятельной работы, тематика индивидуальных учебно исследовательских заданий и методические рекомендации по их выполнению). Также усовершенствовано программу профессиональной практики для студентов специальности "Социальная педагогика" заданиями, которые направлены на формирование готовности будущих социальных педагогов к социокультурной деятельности. Все (формы экспериментальной работы были апробованы при работе со старшеклассниками базовых школ или воспитанниками детских учреждений оздоровления и отдыха.
У дисертації визначено зміст поняття «підготовка соціального педагога до соціокультурної діяльності»; визначено критерії (когнітивний, особистісний,
операційний), їхні показники та виявлено рівні (високий, достатній, середній,
низький) готовності майбутніх соціальних педагогів до соціокультурної діяльності
зі старшокласниками; обґрунтовано організаційно-методичні умови підготовки
майбутніх соціальних педагогів до соціокультурної діяльності; удосконалено зміст
фахової підготовки майбутніх соціальних педагогів до соціокультурної діяльності
засобами курсу «Соціально-педагогічна робота в сфері дозвілля», формами
позанавчальної роботи та виробничої практики.