In the dissertation theoretical-literary, psychological-pedagogical and methodical fundamentals of the personality-oriented study of lyric poetry in the secondary classes
have been determined. The methodical system that is directed on individual perception,
comprehension, rendition of lyrical writing has been proposed. The principles of
natiocentrism, suggestive studies, creativeness and dialogism have been used in the basis of the system. The methodology contains the complex of methods and the ways of work at all stages of school study of the poem. The innovational technologies of study have been put to the system; modem models of lessons study of (he lyrics have been given in it. It has been proved experimentally that thanks to the implementation of the proposed model, the pupils acquire theoretical and literary concepts associated with the lyrics, they acquire the skills of expressive reading, they are formed the ability to analyze and interpret the poems, they are developed the creative abilities.
Диссертационное исследование посвящено проблеме личностноориентированного изучения лирических произведений в средней школе. В работе проанализированы литературоведческие, психолого-педагогические и методические источники по теме работы. В диссертации раскрыты родовые особенности лирики, прежде всего влияющие на методику ее школьного изучения. Истолковано понятие лирика;
обобщено современное понимание таких черт, как ассоциативность, метафоричность, суггестивность; проанализированы жанровые классификации;
рассмотрен образ лирического героя; определены закономерности построения
стихотворения. Подаются теоретические положения об интертекстуальности и национальной специфике лирики. Системно изложены возрастные особенности учеников-подростков в аспекте восприятия ими лирических произведений. Рассмотрены такие психологические процессы, как развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, наблюдения, речи и поэтических способностей. Проанализировано внедрение в образовательную деятельность
инновационных технологий обучения, повышающих эффективность педагогического процесса. Сосредоточено внимание на личностноориентированном, интерактивном, суггестивном, ноосферном обучении. Обозначены пути применения мультимедийных средств. Прослежены в диахроническом и синхроническом аспектах рекомендации отечественных и зарубежных методистов относительно изучения поэзии в средних классах общеобразовательной школы. В исследовании предлагаются составные литературной компетентности, которые следует сформировать у школьников во время изучения лирических произведений, и принципы, которые станут ведущими в этом процессе (нациоцентризма, суггестивного обучения, креативности и диалогизма). В качестве основы диссертационного исследования принята классификация методов Н. Кудряшова. Разработаны такие методы, как: творческое чтение, эвристический, исследовательский и репродуктивный. Внесены новые положения в толкование этих методов, к каждому из них подобран ряд приемов обучения, способствующих эффективному изучению лирики в 5-7 классах. Разработана методическая модель обучения выразительному чтению поэзии: истолковано понятие “анализ" и “интерпретация" лирического произведения; осмыслено контекстное изучение стихотворений: рассмотрена технология усвоения теоретико-литературных понятий, связанных с лирикой; смоделировано развитие поэтических способностей учащихся. Предложена авторская классификация уроков: урок-погружение, урок одного лирического произведения, урок поэтического творчества. Определены критерии оценивания учебных достижений учащихся в постижении лирики, описаны уровни их знаний и умений. Анализ результатов внедрения методической системы в учебный процесс ряда школ свидетельствует об эффективности разработанной методики. Проведенное сопоставление знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов показало значительное расхождение в уровнях, что подтвердило выдвинутую гипотезу. В результате проведенного исследования были сформулированы выводы о том, что реализация предложенной методической системы ведет к личностному прочувствованию и глубокому пониманию лирических произведений, повышению уровня общего литературного развития личности, формированию умений анализировать и интерпретировать поэтический текст, развитию творческих способностей подростков.
У дослідженні визначено теоретико-літературні, психолого-педагогічні та методичні основи особистіено-оріентованого вивчення лірики у середніх класах. Запропоновано методичну систему, спрямовану на індивідуальне сприйняття, осмислення, виконання ліричного твору. В основу системи покладено принципи націоцентризму, сугестивного навчання, креативності та діалогізму. Методика містить комплекс методів та прийомів роботи на всіх етапах шкільного розгляду вірша. До системи введено інноваційні технології навчання, подано нові види уроку вивчення лірики. Експериментально доведено, що завдяки реалізації запропонованої моделі учні опановують теоретико-літературні поняття, пов’язані з лірикою, набувають навичок виразного читання, у них формуються уміння аналізувати та інтерпретувати вірші, розвиваються творчі здібності.