Dissertation on the receipt of scientific degree of candidate of pedagogical sciences after speciality 13.00.02 is a theory and method of studies of Ukrainian, it is the National pedagogical university of M. P. Dragomanov, Kyiv, 2006. In dissertation theoretical and methodical bases of work of students are examined with a scientific-educational text in the method of mastering of row of strategies of the creation of the text and perception of the text. In accordance with well-founded of concept basis and system of necessary abilities for work with scientific-educational the texts and the method of mastering of communicative strategies is developed and inculcated in the process of work with the texts of textbooks of schools and manuals of humanitarian cycle.
В диссертационном исследовании затронута проблема повышения эффективности работы учеников старших классов с научно-учебным текстом путём проведения этой работы на коммуникативно-стратегической основе. Рассмотрение коммуникативных стратегий как способа эффективного усвоения научно-учебной информации обусловлено требованиями образовательных стандартов и программ по украинскому языку, а также относительно невысоким уровнем владения учениками старших классов умениями осознавать и организовывать собственную речевую деятельность. В работе проанализированы риторический, лингвистический, когнитивный, коммуникативный, психолингвистический и лингводидактический аспекты изучения коммуникативной стратегии, На основании этого анализа предложено собственное определение понятия коммуникативной стратегии, интегрированное в школьный курс изучения украинского языка. Коммуникативная стратегия - это динамическая, вариативная когнитивно-речевая программа реализации всех видов речевой деятельности на этапах ориентировки, планирования, реализации и корректировки речевого поведения путём совершения системы выборов с целью эффективного достижения намеченных результатов. Усвоение коммуникативных стратегий в процессе работы с научно-учебным текстом опирается на понятийную основу, состоящую из знаний про речевую деятельность, её структуру, текст в динамике и статике, функционально
смысловые типы речи, актуальное членение текста, метатекстовые единицы, жанрово-стилистическую типологию научно-учебных текстов. В основе овладения навыками работы с научно-учебным текстом на коммуникативно-стратегической основе лежит формирование системы умений ориентироваться в условиях коммуникативного задания, планировать путь его решения, реализовывать намеченные шаги и при необходимости корректировать выбранную стратегию на любом этапе. Предложенная в диссертации методика, опираясь на описанную понятийную основу, ориентирована на усвоение коммуникативных стратегий путём
изучения таких тем: "Речевая деятельность, её структура и виды", "Коммуникативное намерение, стратегии речевой деятельности", "Признаки текста, их коммуникативно-стратегическое проявление", "Способы связи в тексте, метатекстовые единицы", "Типы речи в научно-учебном тексте, их роль в построении стратегий восприятия и создания этих текстов", "Данное и новое в научно-учебном тексте", "Структура коммуникативной стратегии, этапы работы над
текстом", "Стратегии конспектирования текстов”, "Стратегия подготовки ответа на уроке или экзамене", "Стратегии построения дефиниций и объяснений научных понятий", "Стратегия подготовки ораторской речи". В экспериментальной программе были актуализированы подготовительный и прагматический этапы усвоения коммуникативных стратегий. На подготовительном этапе усвоение описанной понятийной основы достигалось путём анализа научно-учебных текстов. На этом этапе использовались преимущественно подготовительные упражнения (определение мотива и цели работы с текстом, формулировка коммуникативного задания, чтение и ответы на вопросы к тексту). Также были использованы комплексно-аналитические упражнения, целью которых было усвоение системы знаний про текст, его признаки, структуру типы связи. На прагматическом этапе происходило непосредственное усвоение коммуникативных стратегий текстовосприятия (конспектирование текста) и текстопроизводства (подготовка ответа на лингвистическую тему, подготовка выступления). Именно в процессе выполнения системы заданий ученики усваивали последовательность реализации коммуникативно-стратегических шагов (ориентировки, планирования, реализации действия, контролирования и коррекции) для решения конкретного речевого задания. Для реализации описанных в исследовании этапов обучения использовались такие виды заданий: - пропедевтические: прочесть текст, ответить на вопросы, сформулировать вопросы к тексту, спрогнозировать содержание текста по его заглавию, указать тип речи относительно темы и цели высказывания и т.д.; - комтексно-апалитические: проведение наблюдения над текстом с целью установления связей между разными компонентами его содержания и формы;
сравнение текстовых образцов, определение отдельных языковых средств, ил
люстрирующих текстовые категории связности, информационности, адресованости, определение типа связей между предложениями в тексте; - операционно-практические: составление плана текста, определение темы текста, цели и мотивов работы с ним, поиск ключевых слов, корректирование и редактирование текстов, рецензирование устных и письменных текстов одноклассников, трансформирование текста, выписывание языковых единиц относительно их речевых функций; - стратегические: написание конспекта, подготовка письменного ответа на уроке или экзамене, составление текста-дефиниции, подготовка текста выступления в научном стиле. Для изучения названных тем в диссертации поданы системы заданий и планы уроков, использованные в экспериментальной
методике. Предложенная методика была опробована в процессе экспериментального обучения в старших классах средних школ разных регионов Украины. Полученные в ходе обучения результаты показали, что предложенная методика работы с научно-учебными текстами на коммуникативно-стратегической основе повышает уровень владения учениками умениями воспринимать и создавать научно-учебные тексты, делает эти процессы более осознанными и результативными. Основные результаты исследования могут быть использованы в
учебном процессе школ различных типов, педагогических институтов и университетов.
Дисертацію присвячено дослідженню теоретичних і методичних засад засвоєння учнями комунікативних стратегій у процесі роботи з науково-навчальними текстами предметів гуманітарного циклу. У дисертації з'ясовано психолінгвістичну, когнітивну, комунікативну, методичну сутність поняття комунікативної стратегії, визначено принципи, методи та підходи до навчання мови, на основі яких має грунтуватися
робота учнів з науково-навчальним текстом на комунікативно-стратегічній основі.
Відповідно до засад змодельовано структуру комунікативно-стратегічних кроків та описано види комунікативних стратегій (стратегії текстотворення та текстосприймання). Обгрунтовано поняттєву основу та визначено систему необхідних для роботи з науково-навчальним текстами вмінь, розроблено та впроваджено методику засвоєння комунікативних стратегій у процесі роботи учнів старших класів з текстами шкільних підручників і посібників гуманітарного циклу.