The dissertation is devoted to problems of gender characteristics of the formation of
a self-concept among primary school children. Theoretical approaches to the research are determined and cognitive, emotionally-evaluation components of a self-concept among younger schoolchildren are singled out. It was experimentally revealed asynchrony of the formation of components of a selfconcept among boys and girls of a primary school. It was found that the components of a self-concept among girls are similar to those among boys who are 1 or 2 years older. It was also found out that the third part of boys and the fifth part of girls of younger school age tend to have a negative self-concept, manifestations of which are: negative content of their self-image, inadequate self-esteem, high level of anxiety and low level of self-control development. The main factors which influence the formation of a self-concept among the lst-4th grade pupils are: communication with important others and the psychological mechanisms are: reflectiveness and self-control. Psychological and pedagogical conditions of an actualization of psychological factors and mechanisms of development of a self-concept are determined; the program of the formation of a self-concept among younger schoolboys and schoolgirls based on differentiated approach with considering gender features of its formation is aprobated and implemented in the educational process. Psychological and pedagogical recommendations for parents and teachers of a primary school about the formation of a self-concept among younger schoolchildren are formulated.
Диссертационное исследование посвящено проблеме гендерных особенностей становления «Я-концепции» учеников начальных классов. Проанализированы основные научные подходы к изучению феномена «Я-концепции». «Я-концепция»
рассматривается как достаточно устойчивая система различных осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе, которые соединены ее эмоционально-оценочным отношением к этим представлениям и проявляются в поведении. В структуре «Я-концепции» выделяется три компонента: 1) когнитивный
- реальные, идеальные и зеркальные представления личности о себе; 2) эмоционально-оценочный - самооценка, самоотношение и др.; 3) поведенческий
- самоконтроль. По характеру содержания компонентов различается положительная и отрицательная «Я-концепция». В результате экспериментального исследования выявлена асинхронность становления структурных компонентов «Я-концепции» мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Установлено, что компоненты «Я-концепции» девочек подобны соответствующим компонентам «Я-концепции» мальчиков, которые на один-два года старше них. Особенности становления «Я-концепции» учеников 1-2-х классов являются похожими, но отличаются от особенностей «Я концепции» школьников 3-4-х классов. Когнитивный компонент учеников l-2-х классов в целом характеризуется низким уровнем сформированности когнитивной сложности и дифференцированности. В 3-4-х классах когнитивный компонент у большинства девочек и меньшего количества мальчиков имеет достаточно высокий уровень сформированности когнитивной сложности и дифференцированности. Однако, по сравнению с девочками у большего количества мальчиков сформированы не все модальности и характеристики. У школьников 1-2-х классов установлено значительно меньше гендерных различий в становлении эмоциональнооценочного компонента «Я-концепции» в отличие от учащихся 3-4-х классов. Большинство девочек имеют общую адекватную самооценку в отличие от большей части мальчиков, которые отличаются общей неадекватной самооценкой. В частности мальчики высоко оценивают собственные ученические и личностные качества, девочки - только ученические характеристики. По сравнению с девочками большинство мальчиков отличаются высоким уровнем личностной тревожности. В
отличие от мальчиков поведенческий компонент большинства девочек отличается
обоснованностью, обдуманностью и рациональностью в принятии решений; высоким уровнем развития самоконтроля. Ведущими факторами развития «Я-
20 концепции» учеников 1-4-х классов являются: отношения ребенка со значимыми
другими, психологическими механизмами — рефлексия и самоконтроль. Обоснованы психологические и педагогические условия актуапизации
психологических факторов и механизмов развития «Я-концепции» учеников начальных классов (внедрение принципов личностно ориентированного обучения и
воспитания в учебно-воспитательный процесс и др.). Разработана, апробирована и
внедрена в учебно-воспитательный процесс программа, направленная на формирование «Я-концепции» у мальчиков и девочек младшего школьного
возраста, которая основана на дифференцированном подходе и учитывает
гендерные особенности ее становления. В частности формирование «Я концепции» у мальчиков и девочек младшего школьного возраста предусматривает
осуществление развивающего и психокоррекционного влияния на ее когнитивный,
эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Выявленные гендерные
особенности становления «Я-концепции» младших школьников нуждаются в специальной организации этого влияния: сначала используется групповая форма
работы, впоследствии - в парах «девочка-мальчик» (первой в паре какое-либо
задание выполняет девочка, вторым - мальчик). Такая организация приводит к
уменьшению отличий в «Я-концепции» мальчиков и девочек и способствует преодолению ее негативных проявлений.
После внедрения этой программы в экспериментальных классах зафиксированы следующие статистически значимые изменения: увеличение количества социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических характеристик в модальностях «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-зеркальное» когнитивного компонента, развитие стойкой и адекватной самооценки, снижение уровня тревожности и повышение уровня самоконтроля у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а также уменьшение различий между ними. В контрольных классах таких изменений не выявлено. В целом результаты формирующего эксперимента подтверджают высокую эффективность предложенной программы. Сформулированы психологопедагогические рекомендации родителям и учителям начальной школы по формированию «Я-концепции» у младших школьников.
Дисертацію присвячено дослідженню проблеми тендерних особливостей становлення «Я-концепції» учнів початкових класів. Визначено теоретичні підходи
до проблеми дослідження та виокремлено когнітивний, емоційно-оцінний і
поведінковий компоненти «Я-концепції» молодших школярів.
Експериментально виявлено асинхронність становлення компонентів «Яконцепції» хлопчиків і дівчаток молодшого шкільного віку. Встановлено, що компоненти «Я-концепції» дівчаток є схожими до відповідних компонентів хлопчиків, які на один-два роки старші від них. З’ясовано, що третина хлопчиків і п’ята частина дівчаток вирізняються негативною «Я-концепцією», проявами якої є: негативний зміст їх «Я-образу», неадекватна самооцінка, високий рівень тривожності й низький рівень розвитку самоконтролю. Основними чинниками становлення «Я-концепції» учнів 1-4-х класів є: стосунки із значущими іншими, а психологічними механізмами - рефлексія та самоконтроль. Визначено психологічні й педагогічні умови актуалізації психологічних чинників і механізмів розвитку «Я-концепції»; апробовано та впроваджено у навчально-виховний процес програму з формування «Я-концепції» у хлопчиків і дівчаток молодшого шкільного віку на основі диференційованого підходу з врахуванням тендерних особливостей її становлення. Сформульовано психолога-
19 педагогічні рекомендації батькам і вчителям початкової школи з формування «Яконцепції» у молодших школярів.