The dissertation contains the research of social-pedagogical experience of optimisation of socialisation process of young people of Benelux in the context of system of formal and non-formal environmental education. The model of integration of young people into specific ripe of activity (ECA), which permits to solve tasks of ecological thinking forming and the level of ecological culture increasing, has been worked out. lire ways and forms of upbringing of young people positive thinking towards nature, for solving the problems of environmental education and farther development of young person, were revealed. This task presupposes increasing of knowledge about natural environment; skills to correspondingly act into this environment; formation of positive ethical thinking and responsible attitude towards nature.
В диссертации представлено теоретическое обобщение и новое практическое
решение проблемы разработки механизмов и организационно-педагогических условий оптимизации процесса социализации путем интеграции молодежи в экокультурную деятельность. Эта задача может быть решена определением специфических требований относительно ее организации и относительно методики проведения экологических проектов и программ с целью повышения уровня экологической культуры молодого поколения. Зарубежные исследователи давно поняли, что потенциальные ресурсы природной среды дают возможности как осуществлять комплексный подход к изучению, охране и приумножению естественных ресурсов, так и одновременно формировать личность, развивать ее мировоззрение. Ведущее место для реализации этой задачи ученые и педагоги стран Бенилюкса отводят развитию духовной сферы молодых, которая базируется на экологически ответственном, заботливом отношении к природе. Таким образом, формирование экологической культуры становится ведущей идеей в организации любого учебно-воспитательного процесса. Необходимым и важным элементом такого процесса может стать ЭКД (экокультурная деятельность) как социально-педагогический процесс, в котором человек выступает субъектом и объектом социализирующих влияний со стороны “социоприродной среды”. Сознательно организованный и целенаправленный в определенном направлении обществом и образованием этот процесс, одновременно, включает и несознательные, стихийно “организованные” процессы взаимовлияния в системе “человек-общество-природа” при наличии сформированной экологической культуры и развитого экологического сознания, которое определенным чином ограничивают отрицательные следствия деятельности человека. Следует отметить, что любой вид деятельности всегда связан, прежде всего, с удовлетворением собственных потребностей, которые отвечают интересам и стремлениям личности, имеют для нее определенное значение, будучи вместе с тем основой ценностных представлений молодого человека Поэтому в нашем исследовании мы опирались на теории зарубежных психологов и социологов о необходимости интеграции молодежи в такой вид деятельности, который содействовал бы удовлетворению потребностей высшего уровня (по иерархии А.Маслоу) и таким образом возводил бы фундамент для социального и личного развития индивида Ведь общая структура деятельности задает направление и культуре, и личности, а также, и образованию (формальному или неформальному), его содержанию, технологии, методам. Особенностью современного образовательного процесса, в который могут включаться
разные виды и типы организаций и социальных институтов, является то, что он
представляет собою целостный, гуманный процесс, который позволяет транслировать не только “знания, умение и навыки”, а и такие достижения жизненного опыта, как ценности, межличностное взаимодействие, творческое освоение мира, развивать психические и духовные механизмы личности в всей их полноте. Таким образом, ''социализация” благодаря включению в ЕКД за своей сутью есть самореализацией индивида в процессе активной, творческой самостоятельной деятельности, которая не только обеспечивает познание действительности, а и возбуждает интерес, чувство, активизирует волю, энергию, все то, что есть своеобразным строительным материалом для развития личности. С целью создания организационно-педагогических условий формирования положительного отношения молодежи к миру природы нами разработана модель
планирования мероприятий, направленных на интеграцию молодежи к ЕКД как
оптимальной предпосылки формирования социально-психологических качеств личности и содействие ее социальному развитию. Выявлены пути и формы воспитания положительного отношения молодежи к миру природы для эффективного решения задач экологического образования и воспитания и содействия дальнейшему' развитию молодого человека Это предусматривает обогащение знаний об окружающей среде, которые должны восприниматься целостно; умение соответственно действовать в окружающей среде; формирование положительных этических позиций, ответственного отношения к миру природы.
Дисертація містить дослідження соціально-педагогічного досвіду оптимізації процесу соціалізації' молоді країн Бенілюксу в контексті системи формальної та неформальної екологічної освіти. Розроблено модель інтеграції молоді у специфічний вид діяльності (ЕКД), який дозволяє вирішиш завдання формування екологічного мислення та підвищення рівня екологічної культури молоді. Виявлено шляхи та форми виховання позитивного ставлення молоді до світу природи задля ефективного розв’язання завдань екологічної освіти та виховання та сприяння подальшого розвитку молодої людини. Це передбачає збагачення знань про навколишнє середовище, які сприймаються цілісно; уміння відповідно діяти у навколишньому середовищі; формування позитивних етичних позицій, відповідаїьного ставлення до світу природи.