The dissertation research is devoted to the actual psychological and pedagogical problem of correction of autism spectrum disorders among children. The study includes theoretical analysis and empirical study of the impact of music therapy as a means of influence aimed at preventing and overcoming autistic disorders among preschool children. The dissertation highlights theoretical and methodological approaches to music therapy – as a paradigm of creating a programme of psychological correction of autistic disorders among children. There has been presented an analysis of the results of psyche characteristics
study among preschool children with autistic spectrum disorders and peculiarities of
music therapy impact on autistic indices among children. On the basis of detected correlation characteristics and impact of music and musical activities on preschool children with autistic spectrum disorders there has been developed and approved a comprehensive programme of psychocorrection of autistic disorders by means of music therapy. Statistical data of comparative and multivariative analysis have been presented
in consideration of the positive dynamics of psychological and therapeutic impact of
music therapy on overcoming anxiety, nervousness, suffering, self-aggression among
children with autistic disorders. The obtained results statistically confirm the effectiveness of the psychocorrectional work.
иссертационное исследование посвящено актуальной психолого педагогической проблеме коррекции расстройств спектра аутизма у детей средствами музыкальной терапии и выделению психологических основ такой работы. Сложность процесса интеграции детей с расстройствами спектра аутизма в современное общество и проблема их социализации обуславливают целесообразность использования в практике специальных и инклюзивных дошкольных учебных заведений музыкотерапии как важного психофизического фактора, направленного на реализацию интеллектуального и творческого потенциала в доступных для них сферах. На основании анализа научных источников понятие «расстройства
аутистического спектра» как комплексного клинико-психологического
нарушения,блокирующее нормотипическое развитие ребенка и функционирование высших психических функций, раскрыто как прогностическая необходимость для создания программы психокоррекционных воздействий именно с целью восстановления и преодоления этих нарушений Представлен анализ результатов исследования особенностей влияния музыкальной терапии на аутистические показатели ребенка дошкольного возраста.Доказано, что средствами музыкальной терапии нивелируются аутистические фобии, страхи, агрессия, негативизм и возникают положительные психологические новообразования, а именно: подражание, способность к копированию, внимание, память, все, что входит в когнитивные процессы. Проанализированы основные парадигмы формирования у аутичных детей интеллектуальной и игровой деятельности, к которым они были
индифферентны. Представлены статистические данные сравнительного и многофакторного анализа с учетом положительной динамики психологического и
терапевтического влияния музыки на преодоление тревожности, нервозности,
страданий, самоагрессии у детей с аутистическими расстройствами. Полученные результаты статистически подтверждают эффективность проведенной психокоррекционной работы. На основании выявленных корреляционных связей и особенностей воздействия музыки и музыкальной деятельности на детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра разработана и апробирована комплексная программа психокоррекции аутистических нарушений средствами музыкальной терапии. Авторская программа разработана с учетом проблемы преодоления аутистических нарушений, в частности, трудности организации и регуляции контроля, тревожные и панические состояния при аутизме, то есть включала анализ медико-генетических, возрастных, индивидуальных
особенностей детей и трудности социальной интеграции. Особое внимание обращалось на уязвимость и негативизм детей, их нежелание
взаимодействовать со взрослыми. Индифферентное отношение к окружающим
сфокусировало систему воздействий и задач формирующего эксперимента.
Программа включает в себя основные положения, психологические
основы, методические рекомендации для родителей и специалистов
коррекционной сферы, а также индивидуальные и групповые коррекционные задания секвенционного типа для занятий музыкальной терапией.
Дисертаційне дослідження присвячене актуальній психолого-педагогічній
проблемі корекції розладів спектра аутизму у дітей. Містить вивчення впливу музичної терапії як засобу впливу, спрямованого на попередження та
подолання аутистичних розладів у дітей дошкільного віку. Висвітлено
теоретико-методологічні підходи до музикотерапії як парадигми створення
програми психологічної корекції аутистичних розладів у дітей. Представлено аналіз результатів дослідження якостей психіки дітей дошкільного віку із розладами аутистичного спектра і особливостей впливу музичної терапії на аутистичні показники дитини. Розроблено та апробовано комплексну програму психокорекції
аутистичних порушень засобами музичної терапії. Представлено статистичні
дані порівняльного та багатофакторного аналізу з огляду на позитивну динаміку психологічного та терапевтичного впливу засобів музичної терапії на подолання тривожності, нервозності, страждань, самоагресії у дітей із аутистичними розладами.