У дисертації містяться результати теоретико-експериментального дослідження проблеми формування у студентів умінь і навичок самостійної роботи засобами бібліотечних технологій. Обґрунтовано необхідність оволодіння студентами уміннями і навичками використання традиційних та електронних бібліотечних інформаційно-пошукових систем, знаннями з основ інформаційного аналізу і синтезу задля ефективного виконання самостійної роботи. Результати дослідження показали ефективність розробленої програми „Основи бібліотечно-інформаційних знань та роботи з бібліотечними ІПС” і методики формування умінь і навичок самостійної роботи в інформаційному середовищі бібліотеки
The dissertation contains the result of theoretical and experimental research of formation of skills in independent student work by means of library technologies. In this investigation the author analyses contemporary condition of students independent work in information surrounding of library in higher educational establishments and their readiness to use library information search system. It is pointed out that considerable part of students has low level of skills in searching and selecting the necessary sources in traditional and computer (net) library surrounding. It is substantiated the necessity of teaching students he bases of analytical and synthetic processing of information, possession of concrete knowledge and skills and use of traditional and electronic library information search systems. All mentioned factors are effective conditions of independent learning process. In case of lack of these conditions students have difficulties in searching of necessary information and there is lowering in capacity and quality of independent learning work.
The author suggests special methods of teaching students of working in information library surrounding. Implementation of the program “Bases of library information knowledge and work with information search systems” shows effectiveness of method which has been developed by the author.
В диссертации содержатся результаты теоретико-экспериментального исследования
проблемы формирования у студентов умений и навыков самостоятельной работы
средствами библиотечных технологий в практике высшего учебного заведения, а именно при использовании библиотечных информационно-поисковых систем.
Анализ проблемы свидетельствует о том, что современная модель обучения требует
развития у студентов умений и навыков самостоятельной работы с информационными источниками в связи с необходимостью выйти за рамки предоставленного преподавателем материала и осуществить самостоятельный поиск и обработку источников информации. Самостоятельная работа с применением умений и навыков информационного самообеспечения является важным средством в подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием к успешной профессиональной деятельности. В результате анализа современного состояния работы студентов в информационной среде библиотеки вуза, а также уровня их подготовленности к использованию библиотечных информационно-поисковых систем и работе с информационными источниками, выявлено, что значительная часть студентов имеет низкий уровень умений
поиска и отбора необходимых источников при работе в традиционной, и сетевой
информационной библиотечной среде. Данные констатирующего эксперимента позволили выявить особенности формирования у студентов умений и навыков самостоятельной работы с библиотечными информационно-поисковыми системами в высших учебных заведениях. Структурные изменения в организации высшего образования, а также количество и разнообразие учебных и научных информационных ресурсов, которые необходимо проработать студенту во время обучения в высшей школе, и которые стремительно возрастают, требуют
повышения уровня и объема знаний и умений самостоятельной работы с новой
информацией. Обоснована необходимость наличия у студента конкретных умений и навыков использования традиционных и электронных библиотечных информационно-поисковых систем, знания основ информационного анализа и синтеза, как базового условия эффективного выполнения самостоятельной учебной работы. При их отсутствии у студента возникают трудности при осуществлении самостоятельного информационного поиска необходимых для учебной и научно-исследовательской работы источников, значительно возрастают временные и трудовые затраты, снижается объем и качество выполнения самостоятельной учебной деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работы сравнивался уровень подготовленности к самостоятельной работе в библиотечной информационной среде студентов гуманитарных и технических специальностей. Определялись педагогические условия и средства успешного формирования у студентов информационно-поисковых умений и навыков, что дало возможность определить зависимость эффективного осуществления ими действий по поиску и отбору необходимой информации от наличия у них сформированных во время проведения занятий умений самостоятельной работы с библиотечными информационно-поисковыми системами. Реализация курса обучения в соответствии с предложенной учебной программой “Основы библиотечно-информационных знаний и работы с библиотечными информационно-поисковыми системами” показала эффективность предложенной методики формирования у студентов умений и навыков самостоятельной работы в информационной среде библиотеки с традиционными и электронными поисковыми системами, справочными ресурсами.