Дисертація присвячена дослідженню проблеми організації логопедичної
допомоги особам із екстрапірамідною патологією та визначенню ефективних методів
і прийомів відновлення та нормалізації мовленнєвої діяльності у таких пацієнтів.
Досліджено проблему комплексної реабілітації осіб із екстрапірамідною
патологією, зокрема відновлення мовленнєвої діяльності; визначено теоретико-
методичні аспекти комплексної корекційно-реабілітаційної допомоги пацієнтам із
екстрапірамідною патологією в медичній, загальнопедагогічній та спеціальній
літературі, проаналізовано сучасний зміст та стан організації логопедичної роботи з
пацієнтами із екстрапірамідними порушеннями; виявлено стан збереженості
комунікативно-мовленнєвої діяльності; розроблено методику логопедичної
допомоги пацієнтам із екстрапірамідними порушеннями, яка охоплює комплексно-
діагностичний, корекційно-реабілітаційний та комунікативно-діяльнісний етапи.
Визначені інтегративні медико-психолого-педагогічні умови, що забезпечують
ефективність процесу логопедичної допомоги особам із екстрапірамідними
порушеннями; виявлено критерії і показники, рівні збереженості комунікативно-
мовленнєвої діяльності. Визначено основні тенденції корекційно-реабілітаційного
процесу при екстрапірамідних порушеннях.
Диссертация посвящена исследованию проблемы организации
логопедической помощи взрослым с экстрапирамидной патологией и определению
эффективных методов и приемов восстановлению и нормализации речевой
деятельности у таких пациентов.
В работе представлен обобщающий анализ медицинской, общепедагогической
и специальной литературы по проблеме исследования, определены теоретико-
методические аспекты комплексной реабилитации пациентов с экстрапирамидной
патологией, проанализировано современное содержание и состояние организации
логопедической помощи таким больным.
Определены критерии и показатели сохранности коммуникативно-речевой
деятельности больных с экстрапирамидной патологией. Показателями сохранности
коммуникативно-речевой деятельности определены: уровни когнитивно-
коммуникативного, моторно-иннервационного, мелодико-интонационного,
коммуникативно-смыслового компонентов, который предполагают сохранность
фонологического, просодического, морфологического, синтаксического
составляющих речевой деятельности, как основы успешной комплексной
реабилитации и социализации таких больных.
Разработана методика диагностики речевой деятельности у пациентов с
экстрапирамидными нарушениями, экспериментальным путем выделены уровни
сохранности коммуникативно-речевой деятельности, а также характер нарушения
компонентов у таких больных. В ходе констатирующего исследования обнаружено,
что пациенты с разными нарушениями экстрапирамидной системы (болезнь
Паркинсона, марганцевая энцефалопатия, болезнь Вильсона-Коновалова,
надъядерным параличом) и разной симптоматикой и клиникой имеют разные
уровни сохранности речевой деятельности. Определены уровни сохранности
каждого компонента речевой деятельности по представленным показателям.
Экспериментальные данные свидетельствуют, что подавляющее большинство
больных с экстрапирамидными нарушениями имеют низкий и средний уровни
сохранности коммуникативно-речевой деятельности.
Разработана методика логопедической помощи взрослым с экстрапирамидной
патологией, которая охватывает три этапа: комплексно-диагностический,
коррекционно-реабилитационный и коммуникативно-деятельный. Определены
педагогические условия: комплексно-организационный, логодидактические и
диагностико-технологические, обеспечивающие эффективность процесса
восстановления и нормализации речевой деятельности у взрослых с
экстрапирамидными нарушениями. Определены и охарактеризованы основные
тенденции восстановления речи при экстрапирамидных нарушениях.
Установлено, что эффективность восстановления и нормализации
коммуникативно-речевой деятельности у пациентов с экстрапирамидными
нарушениями определена коммуникативной и интегративной медико-психолого-
педагогической направленностью логопедической работы, использованием
кинезиотерапии, танготерапии и соответствующим коррекционно-логопедическим
воздействием. Доказано, что темпы восстановления речевой деятельности у
пациентов с экстрапирамидной патологией повышаются при условии применения
комплексного подхода в процессе планирования коррекционно-реабилитационных и
логотерапевтических задач, и определении системы организационно-
реабилитационных, психофизиологических и коррекционно-логопедических
мероприятий по стимуляции когнитивных функций, межполушарного
взаимодействия, в зависимости от форм речи и коммуникативно-речевых, графо-
моторных навыков на каждом логопедическом занятии. В то же время они зависят от
мотива, психоэмоционального состояния и погружения пациента в коммуникативно-
речевую ситуацию как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни, а также
от активного участия больного в логотерапевтическом процессе и коммуникативной
деятельности таких пациентов. Методика логопедической роботы обеспечивает
единство этапов и объединяет их в непрерывный коррекционно-логопедический
процесс, что дает возможность рассматривать ее как целостную систему.
Доказано, что использование методики логопедической помощи пациентам с
экстрапирамидной патологией в процессе комплексной коррекционно-
реабилитационной роботы является эффективным и способствует восстановлению и
нормализации у больных всех форм и компонентов речи, а именно, импрессивной и
экспрессивной (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и
коммуникативных умений и навыков в разных формах связной речи). По
результатам формирующего этапа эксперимента количество пациентов с
экстрапирамидной патологией (с марганцевой энцефалопатией и болезнью
Паркинсона) с высоким и достаточным уровнями сформированности
коммуникативно-речевой деятельности увеличилось.
The thesis is devoted to the study of the organizing speech therapy for adults with
extrapyramidal pathology and the determination of effective methods and techniques for
the restoration and normalization of speech activity in these patients.
The criteria and indicators of the preservation of the communicative-speech activity of
patients with extrapyramidal pathology were determined. Indicators of the preservation of
communicative-speech activity are determined: the levels of cognitive-communicative,
motor-innervative, melodic-intonation, communicative-semantic components, which assume
the preservation of phonological, prosodic, morphological, syntactic components of speech
activity, as the basis for successful complex rehabilitation and socialization of these patients.
A method for diagnosing speech activity in patients with extrapyramidal disorders
has been developed, the levels of preservation of communicative-speech activity, as well
as the nature of component disorders in these patients have been experimentally identified.
In the course of the ascertaining study, it was found that patients with different disorders
of the extrapyramidal system (Parkinson's disease, manganese encephalopathy, Wilson’s
disease, supranuclear palsy) and with different symptoms and clinical manifestations have
different levels of preservation of speech activity. The levels of preservation of each
component of speech activity were determined according to the presented indicators.
Experimental data indicate that the overwhelming majority of patients with extrapyramidal
disorders have low and medium levels of preservation of communicative-speech activity.
A technique of speech therapy for adults with extrapyramidal pathology has been
developed, that covers three stages: complex diagnostic, correctional-rehabilitative, and
active-communicative ones. The pedagogical conditions were determined: complexorganizational,
logodidactic and diagnostic-technological, ensuring the effectiveness of the
process of recovery and normalization of speech activity in adults with extrapyramidal
disorders. The main tendencies of speech restoration in case of extrapyramidal disorders
were determined and characterized.