Модернізація сучасної технологічної освіти потребує суттєвого підвищення якості підготовки майбутніх учителів технологій в системі багаторівневої педагогічної освіти. З огляду та це, особливого значення набуває навчання перетворення предметного світу, що дає можливість вибудувати його об'ємну модель, в просторі якої знаходять своє місце будь-які об'єкти матеріальної культури, будь-які види діяльності з їх створення. Тому проектно-технологічна підготовка є пріоритетною для майбутніх учителів технологій. У дисертації розглядається формування проектно-технологічної культури особистості, описуються тенденції модернізації технологічної освіти в навчально-дисциплінарній динаміці, розкривається сутність феномена "проектно-технологічна культура" і подається авторське визначення поняття "проектно-технологічна культура майбутніх учителів технологій”. Побудовано концепцію дослідження процесу формування проектно-технологічної культури, визначено роль культурно-освітнього середовища як саморегуляційної педагогічної системи: проаналізовано педагогічне проектування та моделювання як комплексний засіб формування проектно-технологічної культури. В дослідженні обґрунтовано запропоновану методичну систему формування проектно-технологічної культури майбутнього вчителя шляхом впровадження поетапної методики формування проектно-технологічної культури (визначено форми, методи і засоби процесу її формування). Шляхом дослідно-експериментальної перевірки методичної системи процесу формування проектно-технологічної культури майбутніх учителів технологій підтверджено ефективність і функціональність спроектованої методичної системи формування проектно-технологічної культури майбутніх учителів технологій.
Модернизация современного технологического образования требует существенного повышения качества подготовки будущих учителей технологий в системе многоуровневого педагогического образования. Учитывая это, особое значение приобретает обучение преобразованию предметного мира, что дает возможность выстроить его объемную модель, в пространстве которой находят свое место любые объекты материальной культуры, любые виды деятельности по их созданию. Поэтому проектно-технологическая подготовка является приоритетной для будущих учителей технологий. Особое значение в технологическом образовании имеет проектирование объектов предметной среды, которое дает возможность системно овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке от идеи создания до реализации в модели, интегрировать знания из различных отраслей, применять их па практике. Для достижения этой цели в образовании востребован педагог, обладающий целостной проектно-технологической культурой и который способен реализовать обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества. В работе описывается педагогическое моделирование как один из компонентов формирования проектно-технологической культуры; также проанализированы такие концептуальные понятия, как модель и моделирование — одни из способов формирования проектно-технологической культуры будущих учителей технологий. Модель рассматривается как созданный человеком искусственный объект или явление, отражающее основные свойства реального объекта или явления. Нод моделированием понимаем метод научного познания для изучения оригинала путем создания и исследования субъектом его модели, замещающей объект-оригинал с определенных сторон, интересующих познание, и с последующим переносом полученной информации на один объект-оригинал. В диссертации рассматривается формирование проектно-технологической культуры личности, описываются тенденции модернизации технологического образования в учебно-дисциплинарной динамике, раскрывается сущность феномена "проектно-технологическая культура" и подается авторское определение понятия "проектно-технологическая культура будущего учителя технологий". Построена концепция исследования процесса формирования проектно-технологической культуры, определена роль культурно-образовательной среды как саморегуляционной педагогической системы; проанализированы электронные образовательные ресурсы как комплексное средство формирования проектно-технологической культуры. В исследовании обоснована предложенная методическая система формирования проектно-технологической культуры будущего учителя путем внедрения поэтапной методики формирования проектнотехнологической культуры (определены формы, методы и средства процесса ее формирования). Путем опытно-экспериментальной проверки подтверждена эффективность и функциональность разработанной динамической методической системы формирования проектно-технологической культуры будущих учителей технологий.
Modernization of modern technological education requires significant improvement of the quality of training of future technology teachers in the system of multi-level pedagogical education. In view of this, training becomes a special value for the transformation of the objective world, which makes it possible to construct its volumetric model, in the space of which find its place any objects of material culture, any activities to create them. Therefore, design and technological training is a priority for future technology teachers. In the dissertation the formation of the design and technological culture of the person is considered, the tendencies of modernization of technological education in the discipline dynamics are described, the essence of the phenomenon "design and technological culture" is revealed and the author's definition of the concept "design and technological culture of future technology teachers" is presented. The concept of the process of forming the design and technological culture, the role of the cultural and educational environment as a self-regulating pedagogical system has been constructed; Pedagogical designing and modeling as a complex means of forming a design and technological culture are analyzed. The research substantiates the proposed methodical system for the formation of the design and technological culture of the future teacher through the introduction of a step-by-step methodology for the design and technological culture formation (defined forms, methods and means of the process of its formation). Through experimental and experimental verification of the methodological system of the process of forming the design and technological culture of future technology teachers, the efficiency and functionality of the developed methodical system of forming the design and technological culture of future technology teachers has been confirmed.