У дисертації здійснено теоретичне узагальнення та пропонується нове розв'язання проблеми формування художньо-педагогічних умінь майбутніх учителів образотворчого мистецтва в процесі пленерної практики. Доведено, що результатом сформованості виокремлених гностичного, проектувального, конструктивного, комунікативного, організаційного компонентів художньо-педагогічних умінь студентів в їх взаємодії є усвідомлене практичне оволодіння ними професією вчителя. Апробовано критеріально-рівневу систему сформованості художньо-педагогічних умінь майбутніх учителів образотворчого мистецтва, що забезпечує повноцінне діагностування професійної готовності студентів до педагогічної діяльності. Експериментально перевірено методику формування художньо-педагогічних умінь майбутніх учителів образотворчого мистецтва, яка полягає у цілеспрямованому навчально-педагогічному моделюванні взаємозв'язків професійно-методичної та художньо-творчої діяльності вчителя образотворчого мистецтва в процесі пленерної практики. Розроблені навчально-методичні матеріали можуть бути продуктивно використані викладачами, методистами, вчителями та студентами образотворчих спеціальностей закладів вищої освіти.
В диссертации осуществлено теоретическое обобщение и предложено новое решение научной проблемы формирования художественнопедагогических умений будущих учителей изобразительного искусства в процессе пленэрной практики. Установлено, что художественные умения студента педагогического высшего учебного заведения находятся в тесной взаимосвязи с его педагогическими умениями методически грамотно обучать учеников. Пленэрная практика является фактором формирования у студентов единства художественно-педагогических знаний и практических умений. Конкретизировано суть понятия «художественно-педагогические умения будущих учителей изобразительного искусства» как способности личности выполнять комплексные действие на основе усвоенных художественнопедагогических знаний, приобретенного опыта и эмоционально-ценностного отношения к педагогической профессии и искусству, обеспечивающих эффективное осуществление ею самостоятельной изобразительной деятельности, художественного обучения и воспитания учащихся. Структурный анализ феномена художественно-педагогических умений будущих учителей изобразительного искусства дал основания для выделения его компонентов. Гностический компонент предусматривает применение студентами педагогических и изобразительных знаний для творческой работы с учащимися. Проектировочный компонент заключается в педагогической деятельности по обучению учащихся воспринимать и изображать натуру целостно. Конструктивный компонент характеризуется сознательным выбором будущим специалистом методов и форм обучения учащихся компоновать изображения, работать цветовыми и тональными соотношениями. Коммуникативный компонент проявляется в способности студента обеспечивать педагогическое взаимодействие с учащимися в процессе поиска изобразительных средств выражения творческого замысла. Организационный компонент художественно-педагогических умений будущих учителей изобразительного искусства выражается в целенаправленном управлении деятельностью учащихся по последовательному выполнению изображения. Обоснованно критериально-уровневую систему сформированности художественно-педагогических умений будущих учителей изобразительного искусства. Критерии (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный) и показатели взаимодействуют в целостной системе. Выделены три уровня сформированности художественнопедагогических умений: творческий, продуктивный и репродуктивный. Экспериментально проверено методику формирования художественнопедагогических умений будущих учителей изобразительного искусства в процессе взаимосвязанных последовательных стадий (пропедевтическая, репродуктивная и творческая) пленэрной практики. Реализация методики предусматривает применение системы методов (актуализация изобразительных знаний, персонифицированное и объяснительно-иллюстративное преподавание, работа с моделями, с натуры, по памяти, по представлению и воображению, упражнения, композиционный поиск, педагогический рисунок, обучение в сотрудничестве, стимулирование творческой активности, создание учебнометодических комплексов, оценка продуктов творческой деятельности студентов) и форм (установочная конференция, творческая мастерская, мастер-класс, дуальное и проектное обучение).
The thesis research provides the conceptual synthesis and suggests a new solution to the problem of building the artistic and pedagogical skills of future fine arts teachers in the process of a plein air practical training. It has been proved that the result of the maturity of distinguished gnostical, projecting, constructive, communicative, and organizational components of the artistic and pedagogical skills of students in their interaction is their conscious practical mastery of the teaching profession. The criterial-and-level system of maturity of artistic and pedagogical skills of future fine arts teachers has been tested, which provides a complete diagnosis of the professional readiness of students to the pedagogical activity. The method of building the artistic and pedagogical skills of future fine arts teachers has been experimentally verified, which is a purposeful educational and pedagogical relationship modeling of the artistic, creative, professional, and methodical activity of teachers in the context of teaching fine arts during a plein air practical training. The developed teaching and learning aids can be productively used by educators, resource teachers, teachers, and students of the fine arts specialties of higher education institutions.