Дисертація присвячена актуальній проблемі формування професійних функціональних компетентностей майбутніх учителів фізичної культури у процесі фахової підготовки. У результаті дослідження визначено структурні компоненти професійних функціональних компетентностей майбутніх учителів фізичної культури (мотиваційний, когнітивний та діяльнісно-практичний) а також критерії, показники та рівні сформованості професійних функціональних компетентностей майбутніх учителів фізичної культури у процесі фахової підготовки; розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено модель формування професійних функціональних компетентностей майбутніх учителів фізичної культури у процесі фахової підготовки. Уточнено сутність поняття “професійні функціональні компетентності майбутніх учителів фізичної культури” та зміст функцій професійної діяльності вчителя фізичної культури. Подальшого розвитку набули теоретичні положення про застосування компетентнісного, особистісного, системного та діяльнісного підходів у формуванні професійних функціональних компетентностей майбутніх учителів фізичної культури у процесі фахової підготовки.
В диссертации профессиональные функциональные компетентности будущих учителей физической культуры рассмотрены как интегративные характеристики личностных и профессиональных качеств студента высшего учебного заведения, позволяющие реализовывать общепедагогические (учебную, воспитательную, организационную, развивающую, планирования, контрольную, коммуникативную, исследовательскую) и специфические (функцию помощи и страховки при выполнении учениками физических упражнений, здоровьесберегающую, профилактическую и судейскую) функции учителя физической культуры в будущей педагогической деятельности в общеобразовательном учебном заведении. В результате исследования впервые определены структурные компоненты профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры: мотивационный компонент предусматривает формирование мотивации к выполнению профессиональных функций учителя физической культуры; когнитивный компонент предусматривает формирование знаний, необходимых для выполнения профессиональных функций учителя физической культуры; деятельно-практический компонент отражает общую и специальную физическую подготовленность, умения и навыки, необходимые для выполнения общепедагогических и специфических функций учителя физической культуры. Определенны критерии сформированности профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры, которые отображают мотивацию будущих учителей физической культуры к выполнению профессиональных функций, овладение студентами знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных функций учителя физической культуры, уровень общей физической подготовленности и сформированность специальных двигательных навыков, сформированность умений и навыков, необходимых для выполнения общепедагогических и специфических функций учителя физической культуры. Разработана, теоретически обоснованна и экспериментально проверена модель формирования профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки, которая имеет целевой, теоретико-методологический, оргранизационно-содержательный, диагностический блоки. Целевой блок раскрывает цель и задачи формирования профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки (овладение студентами знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных функций; общей физической подготовленностью, специальными двигательными умениями и навыками, умениями и навыками, необходимыми для выполнения общепедагогических и специфических функций учителя физической культуры). Теоретико-методологический блок модели включает методические подходы (компетентностный, личностный, системный, деятельностный) и принципы (единства личностного и профессионального развития, оптимальности и вариативности учебного процесса, сознательности и активности) формирования профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки. Организационно-содержательный блок определяет структурные компоненты профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры: мотивационный, когнитивный, деятельно-практический; содержание учебных дисциплин “Теория и методика преподавания гимнастики” (1-2 курсы), “Спортивная аэробика” (2 курс), спецкурсов “Особенности проведения уроков гимнастики” (2 курс) и “Развитие специальных навыков учителя физической культуры” (5 курс); формы, методы, средства и педагогические условия формирования профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры (обеспечение единства теоретической и практической подготовки будущих учителей физической культуры; внедрение спецкурсов “Особенности проведения уроков гимнастики” и “Развитие специальных навыков учителя физической культуры”; осуществление педагогической диагностики сформированности профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры). Диагностический блок модели раскрывает критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Результатом является сформированность профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки.
The Dissertation is devoted to the urgent problem of the formation of functional professional competence of future teachers of physical culture in the process of professional training. The study identified structural components of professional functional competence of future teachers of physical culture (motivational, cognitive and activities practical) and the criteria, indicators and the level of professional functional competence of future teachers of physical culture in the process of professional training; a theoretically grounded and experimentally verified functional model of professional competence of future teachers of physical culture in the process of professional education. Specify the essence of the concept of “professional functional competence of future teachers of physical culture” and content features professional teacher of physical culture. Further development of the acquired theoretical position on the application of competence, personal, system and active approach in shaping occupational functional competence of future teachers of physical culture in the process of professional training.