Дослідження присвячене проблемі активізації пізнавальної діяльності студентів у процесі навчання інформатики та комп’ютерної техніки засобами мови програмування Delphi у вищих технічних навчальних закладах, враховуючи особливості навчання студентів технічних вузів в сучасних умовах. У дисертації запропоновано методичну систему активізації пізнавальної діяльності студентів вищих технічних навчальних закладів, як в процесі навчання так і в процесі професійної підготовки Розглянуто форми та методи активізації пізнавальної діяльності студентів ВТ1 ІЗ в навчальному процесі, а також роль і значення засобів ІКТ і самостійної роботи в процесі навчання інформатики та комп’ютерної техніки Запропонована методична система передбачає застосування студентами мови програмування Delphi на всіх етанах вивчення курсу інформатики та комп’ютерної техніки, а також застосування запропонованої методичної системи у міжпредметних зв’язках та в процесі професійної підготовки.
В диссертации теоретически обоснована и экспериментально апробирована методическая система активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучении информатики и компьютерной техники у высших технических учебных заведениях средствами языка программирования Delphi. В ходе исследования проведен анализ литературы с проблемы активизация познавательной деятельности студентов. Было определено место активизации познавательной деятельности студентов в учебном процессе, структура активизации познавательной деятельности студентов в учебном процессе, роль самостоятельной работы в процессе активизации познавательной деятельности студентов, возможности использования ИКТ в процессе активизации познавательной деятельности студентов, а также использования среды Delphi как инструмента активизации познавательной деятельности студентов. Как показало исследование, в технических университетах, информатика и компьютерная техника все чаще интегрируется в другие изучаемые дисциплины. Следовательно целью курса есть изучение студентами терминологии данного предмета, усвоение навыков работы с компьютерной техникой. В содержание курса информатики и компьютерной вошло четыре модуля: - основы информатики и компьютерной техники; - объектно-ориентированное программирование (ООП); - аппаратная и программная часть компьютерной техники и работа с ней в среде Delphi; - проффессионально-ориентированное использование среды Delphi программирования. Основная суть педагогического эксперимента заключалась в том, что в контрольных группах все темы изучались в среде Delphi. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность предложенной методики развития познавательной активности студентов в процессе изучения математики в объектно-ориентированной технологии программирования. У студентов экспериментальных групп отмечено повышение качества знаний, усиление интереса к изучению информатики и компьютерной техники. Основные результаты исследования: Использование языка программирования высокого уровня Delphi, как способа активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучении информатики и компьютерной техники у высших технических учебных заведениях, имеет такие возможности: развивает навыки самостоятельной работы студентов в процессе изучения информатики и компьютерной техники; позволяет повысить уровень знаний студентов с информатики и компьютерной техники; способствует развитию в студентов умений и навыков работы с компьютером и компьютерной техникой; создаются условия, в которых студенты создают программы, позволяющие решать задачи разного уровня сложности; создаются условия, при которых у студентов развиваются навыки работы с компьютером и компьютерной техникой междупредметных связях; способствует появлению в студентов интереса к использования компьютера, как в учебе так и в профессиональной подготовке.
Research is devoted to the problem of enhancement of students’ cognitive activity in studying computer science and computer engineering by means of Delphi programming language at technical universities, taking into account peculiarities of studying at technical universities in the modem world. The thesis proposes methodical system to enhance the cognitive activity of students of higher technical education both in the learning process and during professional practice. We consider the forms and methods of enhancement of students’ cognitive activity in the learning process, as well as the role and importance of ICT and self-study in teaching computer science and computer engineering. The suggested methodical system involves the use of Delphi programming language at all stages of the course of computer science and computer engineering, and application of the proposed methodology in intersubject links and professional practice.