У дисертації здійснено теоретичний аналіз наукових підходів до вивчення особистісної саморегуляції в підлітковому віці на матеріалі зарубіжної та вітчизняної джерельної бази; систематизовано й узагальнено сукупність поглядів на поняття особистісної саморегуляції, а також визначено її зміст, суть, структуру, розроблено психологічну модель особистісної саморегуляції підлітків; представлено матеріали експериментального вивчення компонентів особистісної саморегуляції, вікову динаміку її становлення; визначено критерії, показники та рівні розвитку зазначеного феномену. Встановлено провідні кореляційні зв’язки між показниками компонентів особистісної саморегуляції підлітків, що засвідчило необхідність розробки програми, спрямованої на корекцію й розвиток особистісної саморегуляції учнів підліткового віку. Обґрунтовано, розроблено й апробовано авторську програму корекційно-розвивального впливу на розвиток особистісної саморегуляції у підлітків.
Аналіз результатів впровадження програми формувального впливу засвідчив її ефективність і можливість широкого використання в роботі практичних психологів навчальних закладів освіти.
Диссертационная работа посвячена исследованию особенностей личностной саморегуляции в подростковом возрасте.
В результате теоретического анализа проблемы установлено, что в современной психологии саморегуляция поведения изучается как структурное образование личности, которое представляет собой единство целенаправленных действий, проявляющихся в принятии произвольных решений, самоанализе поступков и ценностном отношении индивида к самому себе. Саморегуляция имеет прямое отношение к разным проявлениям самоактивности и входит в структуру сложных внутренних процессов и систем личности подростка.
Проблема успешного функционирования саморегуляции находится в основе целенаправленной исследовательской работы многих учених, которые связывают саморегуляцию с мотивацией, целеустремленностью, рефлексией, самокритичностью и волевым самоуправлением, которые нами рассматриваются как компоненты личностной саморегуляции подростка.
Личностная саморегуляция рассматривается нами сквозь призму осознаваемой активности, которая направлена на развитие, интеграцию и психологическое становление подростка, в основе которой лежит Я-ценностное, формирующееся в единстве социального и внутреннего пространств.
Основной этап констатирующего эксперимента состоял в изучении особенностей психологических компонентов личностной саморегуляции подростков. Были установлены показатели и критерии их развития в соответствии с обобщенными (по каждому компоненту) количественными и качественными данными, а также определены уровни сформированности: высокий (9,7 %), средний (71,6 %), низкий (18,7 %). Высокий уровень оказался наиболее самодостаточным для личностной саморегуляции поведения, так как характеризируется максимальной частотой овладения личностью собственным поведением, способностью сознательно руководствоваться своими действиями, желаниями, состояниями.
Компоненты личностной саморегуляции подростков имеют относительно автономный уровень развития. Их показатели, которые были переведены в среднеквадратические отклонения, свидетельствуют о: неравномерном, прогрессивном развитии мотивации достижения; структурной перестройке целенаправленности; неравномерном темпе розвития рефлексии, где есть фазы ускорения и замедления; скачкообразном характере развития волевого саморегулирования. Только в целостном соединении компоненты имеют способность полноценно функционировать и выступать при этом регулятором индивидуального поведения подростка.
Повышению уровня личностной саморегуляции способствовует разработанная нами корекционно-развивающая програма, котороя включает три этапа коррекции и развития: 1) мотивации достижения и целеустремленности; 2) рефлексии и самокритичности; 3) волевого саморегулирования. В содержание программы включены следующие методы и методические приемы: беседа, групповая дискуссия, ролевые игры, психорисунок, методы «репетиции поведения», релаксационные методы, методы, ориентированные на развитие социальной перцепции, медитативные техники, информирование, задания на самопознание.
Свидетельством результативности проведенной работы является снижение «низкого» уровня всех компонентов личностной саморегуляции за счет увеличения «середнего» и «высокого» уровней. Таким образом, в ходе формирующего эксперимента были достигнуты поставленные в нем задания, о чем свидетельствует общая динамика развития структурных компонентов личностной саморегуляции в экспериментальной и контрольной группах до начала и после эксперимента.
In dissertation theoretical analysis of scientific approaches to studying the personal self-regulation in teen-ages period in foreign and native psychology was done; cumulative views concerning the notion of personal self-regulation were systematized and generalized; the content, essence and its structure were determined; the materials of experimental studying of the components of self-regulation, age dynamics and its becoming were presented; data, criteria and level of this phenomenon were defined.
Significant correlative connections between the components of teen-agers’ personal self-regulation were established. It testified the necessity of working out the program, directed to the correction and development of teen-agers personal self-regulation. The author’s program of corrective and developmental influence on the development of self-regulation in teen-agers was substantiated, worked out and approbated.
Analysis of the results of implying the program of forming influence testified its efficiency and capability of the wide use in the work of practical psychologists of the educational establishments.