Дисертацію присвячено комплексному соціально-філософському аналізу сучасної наукової картини світу сприйняттю та осмисленню її в сучасних умовах глобалізації та інформаційної революції. У роботі визначено зміст і сенс основного й опорного поняття «наукової картини світу» у філософії і науці. Досліджено особливості та принципи формування наукової картини світу від часу виникнення і до наших днів. У дисертації узагальнено і уточнено складові частини сучасної картини світу: вона розкриває багатовимірний і складний світ на ґрунті універсального еволюціонізму і описує нестаціонарний Всесвіт від його початку і до сучасного стану речей як еволюційний процес. Проаналізовано процес становлення філософії науки та основні етапи її розвитку. Виявлено доконечність і методологічну доцільність образу, моделі, картини світу, здатних об’єктивно відображати дійсність і водночас ураховувати її людиномірно-ціннісну сутність. Визначено й проаналізовано основні наукові здобутки ХХ століття й проблеми побудови сучасної наукової картини світу. А також розглянута роль філософії в розкритті світоглядного сенсу сучасної картини світу.
Диссертация посвящена комплексному социально-философскому анализу современной научной картины мира, восприятию и осмыслению ее в современных условиях глобализации и информатизации. В работе определено содержание и смысл основного и опорного понятия «научной картины мира» в философии и в науке. Исследовано особенности и принципы формирования научной картины мира со времен возникновения и до наших дней. Проанализировано процесс становления философии науки и основные этапы ее развития. Проанализированы социокультурно-мировоззренческие предпосылки становления научной модели вселенной, определены ее ценностные параметры. Доказано, что любая общая картина мира имеет свою ценностную специфику, что ее ценностная определенность является конкретно-историческим образом иерархии познавательных, этических, эстетичных представлений, а также достигнутого уровня универсально-синтетической целостности мировоззрения. Раскрыто внутреннюю логику трансформации ценностной структуры картины мира в процессе перехода от классической к неклассической и постнеклассической научной рациональности, которая характеризуется отказом от идеи ценностной нейтральности науки и все более полной реализацией аксиологического потенциала современной гуманитарно-научной парадигмы. В диссертации обобщено и уточнено составные части современной научной картины мира: она раскрывает многомерный и сложный мир на основе универсального эволюционизма и описывает нестационарную Вселенную от ее начала и до современного положения вещей как эволюционный процесс. Общенаучная картина мира объединяет в себе достижение всех областей современной науки и включает в себя синергетическое описание и концепцию биосферы и ноосферы. Эта картина свидетельствует о системных связях неживой и живой природы, не случайность появления человека, общества и огромной познавательной возможности науки. Современное положение постнеклассической науки характеризуется тем, что образ человека тоже включен в картину мира (антропный принцип), а наука осознает исторический характер собственной деятельности, интерсубъективный, интеллектуально-теоретический, универсальный характер результатов познания, междисциплинарный характер картины мира, открытость для компетентных дискуссий, аргументированной критики и нового опыта, а также стремление к прогрессу человека, общества на ровне с достижением гармонии с природой, а не за счет ее покорения. Обнаружена завершенность и методологическая целесообразность образа, модели, картины мира способных объективно отображать действительность и одновременно учитывать ее человекомерно-ценностную сущность. В диссертации обосновывается положение о том, что распространение в современном мировоззренческо-теоретическом дискурсе методологической установки на человекомерность и ценностную релевантность любого знания будет способствовать формированию более адекватной современной картины мира, способной объединить в единую целостною систему достижения естественных, технических и социально-гуманитарных наук. А также раскрыты наиболее существенные трудности включения человека в структуру научной картины мира, главная из которых связана с отсутствием теоретической базы для преодоления разрыва между науками о природе и науками о духе, истории, культуре. Определены и проанализированы основные научные достижения ХХ столетия и проблемы построения современной научной картины мира. А также рассмотрена роль философии в раскрытии мировоззренческого смысла современной картины мира.
Dissertation is dedicated to the complex social philosophical analysis of a modern scientific picture of the world, its perception and understanding in the modern globalization and informational revolution conditions. In the paper there were specified the contents and sense of the main and basic notion "scientific picture of the world" within philosophy and science. The peculiarities and principles of scientific picture of the world formation since the creation and till modern times were researched in the paper. In the dissertation there were generalized and specified the constituent parts of the modern picture of the world: it describes multidimensional and intricate world on the basis of a universal evolutionism and describes non-stationary Universe since its beginning and till modern state of things as an evolutional process. The process of philosophy of a science formation and the main stages of its development was analyzed. In the paper there was found out a finiteness and methodological reasonability of an image, model and picture of the world able to reflect objectively the reality and meanwhile take into account its human-valuable meaning. The main scientific researches of the 20th century and problems of a modern scientific picture of the world building were specified and analyzed. Moreover, the role of philosophy in the description of the world outlook sense of a modern picture of the world was learnt.