Дисертаційне дослідження присвячене актуальній психолого-педагогічній проблемі корекції психомоторного розвитку дітей старшого дошкільного віку з розладами аутистичного спектру засобами фізичного виховання. Визначені рівні та особливості психомоторного розвитку дітей з розладами аутистичного спектру. Обгрунтовано вплив засобів фізичного виховання на корекцію психомоторики дітей з розладами аутистичного спектру.
Представлено та апробовано діагностику психомоторного розвитку дітей з розладами аутистичного спектру. На основі діагностичних показників розроблено комплексну корекційно-педагогічну програму для розвитку психомоторики дітей старшого дошкільного віку з використанням засобів фізичного виховання та доведено її ефективність.
Диссертационное исследование включает теоретический анализ и эмпирическое изучение проблемы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами физического воспитания.
Рассмотрены современные подходы к понятиям «психомоторное развитие», «средства физического воспитания». Описано влияние психомоторики на процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. Обосновано влияние средств физического воспитания на коррекцию психомоторики детей с расстройствами аутистического спектра.
В результате теоретического анализа систематизированы эффективные формы работы (домашние коррекционные занятия, коррекционные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, физкультпаузы, физкультурные праздники и развлечения, прогулки, самостоятельная двигательная деятельность) и средства физического воспитания (физические упражнения, оздоровительные силы природы , гигиенические факторы) для коррекции психомоторных показателей детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в системе образования и воспитания.
Представлена процедура организации, методическое обеспечение, особенности проведения исследования физического развития, функционального состояния и психомоторного развития детей с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста и их сверстников с нормальным развитием.
Определен уровень физического развития (индекс физического развития) и функционального состояния (частота сердечных сокращений, жизненной емкости легких) детей с расстройствами аутистического спектра и с нормотипичным развитием старшего дошкольного возраста. Исследованы особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и их сверстников с типичным развитием. Определены и охарактеризованы уровни (высокий, средний, низкий, критический) психомоторного развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
На основе диагностических показателей разработана комплексная коррекционно-педагогическая программа для развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста с использованием средств физического воспитания и доказана ее эффективность.
Модифицирована и апробирована методика «Развивающего движения» В. Шернборн для детей с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Представлен алгоритм разработки и проведения индивидуальных коррекционных программ по коррекции психомоторных показателей детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлены методические рекомендации для мультидисциплинарной команды специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в учебных заведениях.
The dissertation research is devoted to the actual psychological and pedagogical problem of correction of psychomotor development among senior preschool-age children with autism spectrum disorders by means of physical education. There have been determined levels and features of psychomotor development among children with autism spectrum disorders. The influence of physical education on correction of psychomotor among children with autism spectrum disorders has been scientifically and theoretically justified.
The diagnosis of psychomotor development among children with autism spectrum disorders is presented and tried out. Based on the diagnostic indicators there have been developed comprehensive correctional and pedagogical programme comprehensive correctional and pedagogical programme of development of psychomotor skills among senior preschool-age children by means of physical education and its effectiveness has been proved. There have been given methodical recommendations for a multidisciplinary team of specialists working at educational institutions with senior preschool-age children with autism spectrum disorders.