Дисертація присвячена цілісному історико-педагогічному аналізу соціально-педагогічних засад розвитку початкової освіти в період 1917-1933 рр. У дослідженні розкрито суспільно-політичні та педагогічні чинники, що сприяли розвитку початкової освіти означеного періоду. Досліджено соціально-педагогічні засади розвитку початкової освіти: розбудову освітніх початкових закладів в Україні; реформування національного змісту; організацію та структуру навчального року; методи навчання в початкових закладах; навчально-методичну літературу. Висвітлено внесок українських педагогів та громадських діячів (міністрів та наркомів освіти) досліджуваного періоду в розвиток початкової освіти. У нових суспільно-економічних умовах основні результати дослідження можуть бути використані з метою запровадження нових форм і методик початкової освіти, слугувати у розробці навчально-методичної літератури, а також для професійної підготовки та підвищення кваліфікації вчителів початкової школи.
Диссертация посвящена историко-педагогическому анализу социально-педагогических засад развития начального образования в период 1917-1933 гг. Проанализировано зависимость системы начального образования от социально-экономических та общественно-политических событий в Украине. Раскрыто развитие начальных учебных заведений, разработку национального содержания, организацию и структуру учебного года, методы, учебно-методическую литературу начального образования. В исследовании показано, что в период национально-освободительной борьбы украинского народа, который характерен постоянной сменой власти (деятельность Центральной Рады, власть гетмана П.Скоропадского, Директории) было проведено большое количество совещаний, собраний, съездов на которых рассматривались вопросы начального образования, а именно принимались постановления, подписывались наказы, разрабатывались засады строительства национальной школы. В основания развития начального образования были уложены засады: равноправности всех граждан Украины на соискание общего образования; введения общего, бесплатного, обязательного начального образования; изучения родного языка; разработка национального содержания образования. Изучаемый период характеризуется большим количеством открытых начальных школ, их украинизацией. В диссертационном исследовании доказано, что период 1920-х годов характерен общественными изменениями, которые происходили в Украине, что привело к массовой детской беспризорности. В результате этого происходила перестройка системы образования на новых советских засадах. Главной особенностью системы начального образования в начале 1920-х годов была максимальная социальная защита детей, которая осуществлялась в учреждениях социального воспитания (детские дома и городки; круглосуточные детские дома, школы-клубы, учебные заведения для дефективных детей и др.). Такие заведения открывались на всей территории Украины, для того чтобы как-нибудь избежать беспризорности. В систему начального образования входили и семилетние трудовые школы. Важной была проблема украинизации начального образования. У диссертации также рассмотрена разработка национального содержания образования, основание которого отражало специфику и особенности исторических, социально-политических событий. Курс начальной школы предполагал изучение родного языка, арифметики, географии, истории, природоведения, музыки, рисование та физического воспитания. В 1920-е годы содержание образования имело педоцентрический характер, в основе которого лежали методологические принципы: взаимосвязь ребенка и природы, организация обучения детей за их потребностями и саморазвитием, трудовые засады деятельности школы их связь с обществом. В учебный процесс была введена комплексная система обучения, где все предметы изучались в комплексе. В диссертации проанализированная учебно-методическая литература, выдаваемая украинскими педагогами: С.Руссовой, Я.Чепигой, С.Тисаревским, А.Левитским, В.Арнаутовым, В.Догой, Д.Кучмой и др., в которой были поданы разработки эффективных методов и методические советы для начального обучения. Большое внимание уделялось методам: словесным и наглядным, практическим и лабораторным работам, экскурсиям, исследованиям, наблюдениям. В тяжелых социально-экономических условиях, подвергаясь постоянной смене власти, украинские педагоги занимались составлением учебников для начальной школы. В диссертации проанализированы азбуки, буквари, книги для чтения, арифметики, учебники с географии, истории, природоведения. Сделанные в результате исследования выводы и обобщения способствуют более полному раскрытию истории развития начального образования. В новых социально-экономических условиях результаты исследования могут быть использованы с целью поиска наиболее приемлемых новых форм и методик начального образования, составления современной научно-методической литературы по вопросам истории педагогики.
Dissertation is devoted to the historical-pedagogical analysis of social-pedagogical bases of development of primary education in period of 1917-1933 tm. The system of primary education paradigm’s dependence from social and political events in Ukraine during noted period; social-pedagogical transformations in the system of primary education; the alteration of national content and organizational-methodical bases of educational-bridling process at primary school is exposed. The results of the research led us to conclusion, that the basis of the development of primary education were: equality of rights of all children on gaining primary education, introduction of the common, free of charge, obligatory, secular primary education, teaching by the native language, development of a new content of teaching; level of methodical material supplying of schools. In new social-economic conditions the general results of the research can be used with the purpose of input of new forms and methods of primary education; they can serve during the development of studying-methodical literature, and also for professional training and raising the level of primary school teachers’ skills.