У дисертації проаналізовано організаційно-педагогічні умови забезпечення соціальної опіки дітей-сиріт і дітей, позбавлених батьківського піклування в Галичині і підрадянській Україні у 20-30-х роках XX ст., охарактеризовано специфічні особливості організації сімейних та суспільних форм соціальної опіки в цих регіонах; диференційовано сукупність змісту, форм, методів і технологічних підходів у спільних і відмінних умовах запровадження соціальної опіки з боку державних, громадських і релігійних організацій; виокремлено сімейні форми соціальної опіки, або наближені до сімейних, як домінантну основу утвердження суспільного опікунства; окреслено тенденції та можливості трансформації досвіду соціальної опіки дітей в Україні досліджуваного періоду у соціально-педагогічну практику сьогодення.
В диссертации проанализированы организационно-педагогические условия учреждения социальной опеки детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства в Галичине и советской Украине в 20-30-х годах XX ст., охарактеризованы специфические особенности организации семейных и общественных форм социальной опеки в этих регионах; дифференцирована совокупность содержания, форм, методов и технологических подходов в общих и отличных условиях обеспечения социальной опеки со стороны государственных, общественных и религиозных организаций; выделены семейные формы социальной опеки, или приближенные к семейным, как доминантная основа утверждения общественного опекунства; очерчены тенденции и возможности трансформации опыта социальной опеки детей в Украине исследуемого периода в социальнопедагогическую практику нынешнего времени. Определено содержание базовых понятий: "социальная опека" -организационно-педагогический и социально-психологический феномен заботы, зашиты прав и интересов детей, лишенных вследствие разных социальных причин родительского попечительства, что определяется в замене естественных воспитателей ребенка, в обеспечении необходимого взаимодействия с ним опекунов и попечителей в условиях семьи, или специально созданных обществом учреждений разного типа, приближенных к родственно-семейным взаимоотношениям; "опекунское социальное воспитание ” целенаправленный процесс взаимодействия опекунов (родителей-воспитателей) с воспитанниками, взятыми под опеку / попечительство с целью обеспечения необходимых организационно-педагогических условий для развития, саморазвития и самосовершенствования их личностных разносторонних качеств гражданина, семьянина, труженика, человека-творца. Аргументирована типология организационных форм социальной опеки за тремя направлениями: семейная опека, общественная опека, сочетание форм семейной и общественной социальной опеки. Определены такие особенности обеспечения организационно-педагогических условий социальной опеки в Галичине и советской Украине периода 1918-1939 годов: 1) в обеих регионах Украины значительное количество детей пребывало без родительского попечения вследствие первой мировой и гражданской войн, голода, разрухи, геноцида, массового уничтожения людей, что вело к сиротству детей и актуализации проблем их социальной опеки; 2) отслежено отличие организации социальной опеки в советской Украине (преобладание общественной опеки и создание с этой целью новых, постоянных и временных, заведений) и Галичине, где социальная опека была сконцентрирована на принятие ребенка в семейство (опекунскую, заместительскую семьи в сочетании с деятельностью сиротских матерей, “порадень матерей” и др.) или в детские заведения, приближенные к условиям семейным (приюты, сиротские “захысты”, “захоронки” и др.); 3) ведущей формой унифицированной социальной опеки детей-сирот в советской Украине были детские дома, другие большие общественные институции, в то время как в Галичине функционировали малые формы социальной опеки (сиротские “захысты”, бурсы и т. д.); 4) определено специфику социальной опеки со стороны общественных организаций: разностороннее направление их деятельности в Галичине, возглавляемое педагогами, общественными деятелями, писателями; спасение и защита всех украинских сирот и детей, лишенных родительского попечения, не имевших государственного обеспечения по сравнению с польскими детьми; введение эффективных форм социальной опеки детей согласно европейским образцам; осуществление их деятельности в советской Украине под руководством партийных, комсомольских и государственных органов, распространение акций, недели помощи детям, коллективное шефство над детьми и др.; 5) в Галичине Церковь возглавляла благотворительную деятельность в организации социальной опеки, а в советской Украине священнослужители фактически не допускались к социальной опеке детей; 6) зафиксированная региональная специфика введения семейных и общественных форм опеки исследуемого периода получила продолжение в современной системе социальной опеки детей, что прослеживается в сокращении общественных опекунских заведений в западных областях и увеличении их в восточных регионах Украины. Обоснован алгоритм передачи, возвращения, размещения детей-сирот после утраты родителей с детских общественных заведений в родственные или приближенные к семейным условия: 1) создание условий максимального противодействия оставлению ребенка в общественных заведениях; 2) передача ребенка родным, близким на усыновление/удочерение в соответствии с действующим законодательством; 3) создание опекунской семьи — оформление опеки или попечительства со стороны ближайших родственников, близких ребенку людей после утраты родителей; 4) включение других детей, лишенных родительской опеки, в систему отношений “приемной семьи”; 5) создание детских домов семейного типа; 6) оформление патронатных отношений до окончательного определения судьбы осиротевшего ребенка; 7) приближение условий интернатов или других общественных заведений к семейно-родственным.
The organizational-pedagogical terms of social guardianship providing to orphans and children, deprived of paternal caring in Galychina and subsoviet Ukraine in 20 30th XX century were analysed in dissertation. Specific features of home and public forms organization of social guardianship in these regions were described. The entirety of content, forms, methods and technological approaches in similar and divergent conditions of social guardianship initiation from the side of state, public and religious organizations was differentiated. The family forms of social guardianship or close to family ones as dominant basis of public guardianship initiation were distinguished. Tendencies and possibilities of transformation in current social-pedagogical practice of social guardianship experience of children in Ukraine of the investigated period were outlined.