У дисертації розкрито теоретико-методологічні та експериментальні підходи до вивчення особливостей спілкування дітей в різновікових групах дошкільного навчального закладу, що є важливим етапом соціалізації особистості в ранньому онтогенезі. Дасться теоретичний аналіз ступеня розробленості проблеми в психолого-педагогічпій літературі. Виявлено критерії, показники та рівні розвитку здатності дітей до спілкування в різновікових групах дошкільного навчального закладу. Експериментально виявлено особливості спілкування дітей в різновікових групах, розкрито специфіку спілкування дівчат і хлопчиків різного віку. Запропоновано теоретично та експериментально обгрунтовану програму розвитку здатності дітей до спілкування в різновікових групах дошкільного навчального закладу, що передбачає насиченість повсякденного життя дошкільників спеціально організованими іграми, розвагами та продуктивною предметно-практичною діяльністю. Активізація різновікового спілкування відбувається через сприяння успішності в діяльності молодших дітей. Ефективність авторської програми розвитку підтверджується значним підвищенням рівня здатності дошкільників до спілкування в різновікових групах.
В диссертационном исследовании рассматривается проблема особенностей общения детей в разновозрастных группах дошкольного учреждения. Изложены теоретико-методологические, экспериментальные подходы к изучению данного вопроса. Особый акцент делается па значении разновозрастного общения в социализации личности ребенка. Результаты теоретического исследования позволяют утверждать, что потребность детей в общении имеет единую природу независимо от того, какой возраст партнера, эта потребность не даётся ребенку при рождении, не возникает сама по себе, а есть результатом его жизни в обществе. Данное общение сориентировано не на возрастной потенциал личности, а на её социальный опыт и может осуществляться как «на равных», и относительно равным субъектам, так, и во взаимодействии, когда субъекты осознают своё положение старшего и младшего пapтнера. Уровни развития способности детей к общению в разновозрастных группах дошкольного учреждения высокий, оптимальный и низкий устанавливаются на основе критериев: потребность детей в разновозрастном общении, эмоциональное отношение к ребенку другого возраста, инициатива в процессе общения, проявление внимания к партнеру другого возраста, чувствительность к его воздействиям. В совокупности, данные проявления свидетельствуют о развитости способности детей к общению в разновозрастных труппах. Указанные критерии легли в основу комплексной методики, которая позволяет выявить психологические особенности общения детей в разновозрастных группах дошкольного учреждения (наблюдения, «одномоментные срезы» структуры труппы в процессе свободного общения детей, социометрический метод «Выбор партнера для определенной деятельности», проективный метод незаконченных предложений, моделирование экспериментальных ситуаций, анкетирование родителей). Такими особенностями стали: - стремление дошкольников к общению с широким кругом детей, как разного возраста, так и ровесниками; - зависимость потребности в общении от продолжительност и прибывания детей в дошкольном учреждении, дети, которые посещают разновозрастную группу 1-3 месяца, большую часть свободного времени проводят вне общения, дошкольники, которые знакомы друг с другом год и более, постоянно общаются между собой; - старшие дети, впервые пришедшие, в разновозрастную труппу, имеющие опыт общения только с взрослыми, тяжело налаживают контакты с ровесниками, поэтому вначале ищут общения с младшими дошкольниками, стремясь завоевать у них популярность, а со временем благодаря ним наладить общение с ровесниками; - у детей старшего дошкольного возраста взаимность выборов партнеров по общению значительно выше, чем у младших детей, они пользуются симпатиями, как ровесников, гак и детей младше своего возраста, высоко оцениваются ними, имеют постоянных партнеров по общению; - в процессе общения старшие дошкольники чаще используют речевые средства в форме советов и вопросов к младшему партнеру, младшие отрицания его слов и действий, вопросы к старшему; - чем старше ребенок, тем больше советов и оценок он дает младшему партнеру, чем младше, тем чаще обращается с просьбами; - мальчики предпочитают задавать вопросы, а девочки давать советы; девочки чаще делают замечания и противоречат партнеру, мальчики оценивают его деятельность; - сосредоточенность на совместной деятельности и эмоциональное отношение к воздействиям партнера в значительной степени зависит от характера общения, которого придерживается старший ребенок, от его желания взаимодействовать с младшим; - чем младше дошкольник, тем чаще он наследует старшего, более опытного партнера, стремится обратить его внимание на себя; старшие дети обращают на себя внимание, как правило, с целью демонстрации собственных умений, при позитивном общении выступают в роли «учителя», в негативном общении стремятся продемонстрировать свое превосходство. Предлагается теоретически и експериментально обоснованная программа развития способности детей к общению в разновозрастных труппах дошкольного учреждения, которая предполагает проведение специально организованных игр, развлечений, продуктивной предметно-практической деятельности. Поддержание успешности младших дошкольников в совместной деятельности со старшими детьми способствует активизации разновозрастного общения. Эффективность авторской программы развития подтверждается значительным повышением уровня способности дошкольников к общению в разновозрастных труппах.
The thesis discloses theoretical, methodological and experimental approaches to the children's communication peculiarities in groups of different ages at preschool educational establishment as it is an important stage of person’s socializing in early ontogenesis. The theoretical analysis of the stage of the development of the problem in psychological and pedagogical literature is given. The peculiarities of children’s communication in groups of different ages are found out by experiment. The specific nature of boys’ and girls’ communication of different ages arc revealed. 1 he criteria, indicators and levels of children’s skills in communication in groups of different ages at preschool educational establishment are found out. The theoretically and experimentally substantiated programme of children’s skills in communication in groups of different ages at preschool educational establishment are proposed. This programme foresees the filling of preschool children's everyday life by specially organized games, entertainments and productive practical activity developing the junior children’s communicative skills through taking an active part in communication. The effectiveness of the author’s programme is confirmed by considerable improving of preschool children’s ability to communication in groups of different ages.