Основу дисертації складає наукове обґрунтування методики формування інтегративних мистецьких знань у підготовці майбутніх учителів музики і художньої культури. Ґрунтуючись на теоретичному дослідженні специфіки цілісного пізнання різних видів мистецтва та проекції його результатів на процес професійного мистецького навчання студентів, визначено поняття “інтегративні мистецькі знання” і виявлено їх структурні компоненти: інформаційно-синтезуючий та емоційно-чуттєвий. На базі авторської концепції про важливість реалізації педагогічного потенціалу художньої інтеграції в системі вищої мистецької підготовки вчителів розроблено критерії і показники діагностики рівнів сформованості інтегративних мистецьких знань, визначено зміст, педагогічні принципи, умови та апробовано експериментальну методику поетапного формування інтегративних мистецьких знань майбутніх учителів музики і художньої культури, яка базується на принципах системного підходу до навчання і механізмах полічуттєвого сприйняття мистецтва.
Основу диссертации составляет научное обоснование методики формирования интегративных знаний по искусству при подготовке будущих учителей музыки и художественной культуры. На базе теоретического исследования феномена интеграции на современном этапе развития знаний установлено, что в условиях постоянного увеличения учебной информации интеграция выступает средством решения многих задач профессиональной школы, в частности, снятия информационной перегруженности обучаемых; формирования целостных научных представлений на основе взаимосвязи между блоками предметных знаний, их систематизации и обобщения. Несмотря на возросший интерес к дидактическим аспектам интеграции, недостаточно изученными остаются вопросы интеграции знаний по разным видам искусства при подготовке учителей художественного профиля. Внедрение принципов отбора содержания и организации интегративного художественного обучения специалистов связано с учетом закономерностей развития системы искусств (дифференциация раздел на виды, интеграция -тяготение к синтезу) и физиологических механизмов целостного художественного познания, основанных на ассоциативной природе образного мышления и синкретической неразделимости чувственного восприятия искусства. Установлено, что наиболее высоким уровнем целостного восприятия искусства является синестезия процесс и результат межчувственной ассоциации, синтез личностных ощущений вследствие взаимопроникновения языковых структур и средств выразительности разных видов искусства. Ключевые положения художественной интеграции стали основой определения сущности, содержания и структуры интегративных знаний по искусству будущих учителей музыки и художественной культуры. В нашем исследовании интегративные знания по искусству определяются как целостная совокупность сведений из разных видов искусства, полученная в результате специально организованной художественно-познавательной деятельности по постижению и обобщению содержания и внутренних полиструктурных взаимосвязей художественных явлений. На основе проведенного анализа сформировалось предположение, что эффективность формирования интегративных знаний по искусству будущих учителей музыки и художественной культуры возрастет при условии развития способности к синтезу чувственных восприятий и целостному осмыслению разных видов искусства. Студент, владея целостной системой знаний и представлений о способах ее формирования, должен обеспечить в будущем полноценное развитие творческой личности учеников в процессе педагогической деятельности. На основании данных констатирующего эксперимента выявлена неудовлетворительная степень сформированности интегративных знаний по искусству будущих учителей музыки и художественной культуры. С целью обеспечения интеграции знаний разработан и апробирован комплекс педагогических средств обучения, включающий в себя педагогические принципы, условия и методику поэтапного формирования интегративных знаний по искусству. Организация целостного художественного обучения обосновывает следующие принципы: принцип сопоставления художественных объектов; принцип саморазвития личности в процессе художественного познания; принцип профессиональной направленности интеграции знаний; принцип творческой активности студентов. Данные принципы наиболее целесообразны при таких условиях интегративного обучения; вовлечение студентов в интегративнопознавательную поисковую деятельность; подбор разнообразного и актуального художественного материала; создание позитивной эмоциональной атмосферы обучения. Механизм реализации педагогических принципов и условий обеспечения интеграции знаний по искусству основывался на применении в учебном процессе методики, которая соединила в себе различные педагогические средства и формы интегративной художественной подготовки студентов. К ним были отнесены: внедрение разработанного спецкурса "Основы интеграции знаний по искусству"; широкое использование приемов формирования художественного “общения” студентов с искусством, основанных на активизации художественного мышления и развитии межчувственных ассоциаций по методу синестезии; проведение педагогической практики. Констатация позитивных изменений в уровнях подготовленности будущих учителей музыки и художественной культуры к профессиональной деятельности по всем критериям и показателям в результате апробации разработанной методики формирования интегративных знаний по искусству позволяет говорить об эффективности ее использования в системе художественного обучения студентов.
The dissertation is based on the scientific grounds for methods of forming integral artistic knowledge when training future music teachers and teachers of artistic cultureBeing based on theoretical research of the specify character and integral cognition of different kinds of art and projection of its results into the process of students occupational artistic training the form “integral artistic knowledge” was defined and its structural components such as informational and synthetic, emotional and sensible were revealed. The author’s conception of importance of realization pedagogical potential of artistic integration in the system of high artistic teacher’s training founded the working out of criteria and indices of diagnostic of a level of developing and integral artistic knowledge, the content and pedagogical terms were defined, experimental methods of consequent developing of integral artistic knowledge of future music teachers and teachers of artistic culture were approved. Based on principals of systematic approach to training and mechanisms of polysensible perception of art.