Науково обгрунтована соціальна необхідність та педагогічна доцільність створення спеціалізованих класів хіміко-екологічного профілю. Доведена необхідність введення пропедевтичного курсу, як передумови, що сприяє самовизначенню особистості, створенню та успішному функціонуванню спеціалізованих класів. Обгрунтовано критерії відбору екологічних відомостей та на їх основі розроблено зміст хіміко-екологічної освіти. Визначено шляхи організації навчальної діяльності учнів з його засвоєння з метою підвищення рівня хіміко-екологічних знань, формування екологічної культури та відповідних практичних вмінь школярів. Встановлено, що ефективність обгрунтованого змісту та застосування системи розроблених завдань і дидактичних матеріалів забезпечується особливістю застосування методів та форм організації навчання й виховання, які сприяють формуванню цілісної системи поглядів про єдність суспільства і природи, активного ставлення учнів до екологічних проблем, формування світоглядних позицій та переконань, виховання екологічно свідомої поведінки школярів у природі.
Научно обоснованы социальная необходимость и педагогическая целесообразность создания специализированых классов химико-экологического профиля. Доказана необходимость введения пропедевтического курса, как предпосылки, способствующей самоопределению личности, создания и успешного функционирования специализированых классов. Обоснованы критерии отбора экологических сведений и на их основе разработано содержание химикоэкологического образования. Определены пути, организации учебной деятельности учащихся по его усвоению с целью повышения уровня химико-экологических знаний, соответствующих практических умений школьников и формирования экологической кулыуры. . Установлено, что эффективность обоснованного содержания, методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся специализированых классов химико-экологического профиля способствуют повышению уровня химикоэкологического образования, развитию личности, формированию мировоззренческих позиций и убеждений при условии: а) соблюдения принципа доступности содержания, способствующего возникновению потребности изучать спецкурс по химической экологии, б) удовлетворения направленности познавательного интереса учащихся; в) обогащения содержания спецкурса эмоциональным, личностно значимым учебным материалом; г) разработки специальной методики и инновационных подходов относительно форм организации учебной деятельности учащихся, адекватных содержанию обучения, методам обучения и воспитания, интеллектуальному развитию школьников; д) применения методов, форм организации обучения и воспитания, способствующих формированию целостной системы взглядов о единстве общества и природы, активного отношения учащихся к экологическим проблемам и привлечения их к природоохранной деятельности. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что особенности организации учебной деятельности учащихся специализированых классов химикоэкологического профиля заключаются в: а) введении пропедевтического курса и спецкурса по химической экологии; б) построении учебных планов и структуры учебных программ спецкурса по химической экологии; в) систематизации и структуризации химико-экологических сведений; г) применении системы разработаных заданий, дидактических методов, направлених на обеспечение вариативности подходов, форм учебной деятельности, опыта оценивания собственной деятельности в природе; д) введении новых демонстрационых, лабораторных и практических работ; е) применении активных форм и методов обучения, воспитания и развития школьников, направлених на формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лабораториях, на производстве, в быту и биосфере; умении сравнивать, выделять главное, устанавливать причинноследственные связи; убедительно и логично излагать изучений материал, самостоятельно приобретать и использовать приобретённые знания; ж) привлечении школьников к активной исследовательской и природоохранной деятельности на основе приобретённых знаний. Результаты экспериментального исследования дают основание утверждать, что предложенная система организации учебной деятельности и воспитания учащихся специализированых классов химико-экологического профиля положительно повлияли на системность, гибкость, прочность знаний, на умение оценивать свою деятельность в природе на основе приобретённых знаний, что позволяет заложить основы для формирования нового типа экологического мышления и поведения в окружающей среде, способствовать формированию экологической культуры. Проведенное исследование не исчерпывает всей проблемы организации экологического образования и воспитания учащихся в процессе изучения химии. В частности, в дальнейшем необходимы психолого-педагогические исследования влияния уровня химико-экологических знаний на формирование психологической готовности к новому типу мышления и поведения в природе.
Social necessity and pedagogical purpose of arrangement of such specialized classes are scientifically grounded. Conducting of the preparatory course has been proved as reason for development of peculiarities and organization and perfect work of specialized forms. The oriterions of selection of ecological information have been drounded and on theis fase the content of education in chemistry and ecology has been made (worked out). The ways of arrangement of pupil's learning activity have been determined according to their mastering the material and with the aim to raise the level of knowledge in chemistry and ecology and one more arm to form the socalled ecological culture and practical skills of students. It is evident htat the effective work with grounded content and using the system of tasks teaching materials ase reached by using methods and forms of organization of learning and upbringing, which provide the creation of entine system of views concerning the unity of the society and nature active pupil's attitude to the ecological problem's formation of the world-out-look, and conviction's, upbringing of the ecologically-conscious behaviour of students in our nature.