Дисертаційне дослідження присвячене проблемі обґрунтування і розробці методики організації проектно-технологічної діяльності на уроках трудового навчання в процесі вивчення технічних видів праці з метою розвитку творчої активності учнів 5-9 класів. У дисертації розкриваються різні підходи до трактування понять „діяльність”, „технологія”, „проект”, „проектування”, на основі чого обгрунтовується сутність проектно-технологічної діяльності. Розроблено структурно-функціональну модель, яка включає: мету, завдання, мотиви, функції, зміст, форми, методи, результат та етапи, визначено організаційно-методичні умови успішного та ефективного виконання учнями проектів з метою розвитку їхньої творчої активності. Розроблено методику організації проектно-технологічної діяльності, яка включає в себе основні кроки діяльності вчителя та учнів. Усі положення теоретично обґрунтовані та експериментально перевірені в процесі навчання.
Диссертационное исследование, посвященое проблеме обоснования методики организации проектно-технологической деятельности на уроках трудового обучения в процессе изучения технических видов труда с целью развития творческой активности учащихся 5-9 классов. В диссертации раскрываются разные подходы к трактовке понятий «деятельность», «технология», «проект», «проектирование», на основании чего основывается положение, что проектно-технологическая деятельность это обоснованная и спланированная деятельность, которая предусматривает разработку конструкции, технологию изготовления и реализацию изделия и нацелено на формирование у учащихся определенной системы творчески-интеллектуальных и предметно-преобразовательных знаний и умений. Разработана структурно-функциональная модель, которая включает: цель, задачи, мотивы, функции, содержание, формы, методы, результаты. Эти составляющие модели взаимосвязаны между собой и наиболее полно раскрывают последовательность разработки и выполнения этапов проектирования: организационно-подготовительного (поиск проблемы, осознание проблемной сферы, выработка идей и вариантов, формирование основных параметров, выбор оптимального варианта и обоснование проекта, анализ будущей деятельности, прогнозирование будущих результатов); конструкторского (разработка эскиза и конструкторско-технологической документации, подбор материалов, выбор инструментов и оборудования, выбор технологии обработки деталей изделия, их соединение, украшение, организация рабочего места, экономическое и экологическое обоснование, мини-маркетинговые исследования); технологического (выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом, самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда, оценка качества вариантов конструкции) и завершающего (корректирование выполненного изделия по сравнению с запланированным, исследование проекта, анализ итогов, защита проекта). На каждом этапе учащиеся выполняют определенную систему последовательных действий по выполнению проекта, а учитель при этом становится организатором учебно-трудовой деятельности. Определены организационнометодические условия успешного и эффективного выполнения учащимися проектов на уроках трудового обучения в процессе изучения технических видов труда: реализация личностно ориентированного подхода на уроках трудового обучения в процессе выполнения творческих проектов; систематическая деятельность учителя, направленная на развитие творческого потенциала учащихся во время выполнения проектов различного содержания и характера; создание на уроках трудового обучения ситуации свободного выбора объектов проектирования и обеспечение успеха учащихся в проектно-технологической деятельности; выполнение учащимися основных этапов проектнотехнологической деятельности; создание банка идей и информации об объектах проектирования; постоянное стимулирование учителем проектнотехнологической деятельности учащихся; перспективное и текущее планирование проектно-технологической деятельности; органическая взаимосвязь урочной и внеклассной учебно-трудовой деятельности учащихся по проектированию и изготовлению изделий; использование индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм выполнения творческих проектов; формирование в учащихся навыков самостоятельной деятельности; обеспечение соответствующей теоретической, практической и методической подготовки учителя трудового обучения к организации проектнотехнологической деятельности. Содержание каждого условия предусматривает четкое, последовательное и методически грамотное построение учебно-воспитательного процесса на уроках трудового обучения в 5 9 классах во время проектно-технологической деятельности. Разработана методика организации проектно-технологической деятельности, которая включает в себя содержание, этапы деятельности учителя и учащихся, определенные цели, тактические действия, средства, условия, обеспечивающие развитие творческой активности, повышение мотивации и интереса школьников к урокам трудового обучения. По этой методике учащиеся в 5 классе выполняют коллективные проекты, в б 7 классах преобладают групповые задания, а у 8 9 классах парные и индивидуальные. Все положения теоретически обоснованы и экспериментально проверены в процессе обучения.
The theses is devoted to the problem of project design and technology activities' organizing in labour training classes in the process of getting construction skills targeting at developing grades 5-9 students' active creativity. The theses gives different approaches to interpreting the terms "activity", "technology", "project design" which is helpful in grounding the notion "project design and technology activity". Structural and functional model has been developed. The model includes the target, tasks, motives, functions, contents, forms, methods, outcomes and stages. Organizational and methodological grounds for successful and effective performing students' creative projects targeting at developing their active creativity have been given. The complex of methods for project design and technology activities' organizing has been worked out. All the items have been theoretically grounded and experimentally tested at school.