У дисертації здійснено системний аналіз розвитку поглядів на інститут батьківства в історії української етнопедагогіки. Теоретично обґрунтовано феномен інституту батьківства та досліджено процес формування засад і вдосконалення ролі цього виховного інституту в історії вітчизняної педагогіки (ІХ-ХХ ст.). Розкрито роль, значення та функції батьків у контексті народної культури українців. Узагальнено та систематизовано погляди вчених на інститут батьківства. Виділено періоди становлення і розвитку цього виховного інституту у вітчизняній етнопедагогічній теорії та практиці виховної діяльності української сім'ї. Досліджено роль і значення української жінки-матері в родині та у загальному процесі національно-культурного розвитку нації. Проаналізовано сучасний стан та проблеми української сім'ї та інституту батьківства і досліджено механізм реалізації його функцій.
В диссертации осуществлен ретроспективный системный анализ развития взглядов на институт родительства в истории украинской этнопедагогики. На основе анализа философской, педагогической, психологической, социологической, этнографической литературы, с учетом зарубежных и отечественных исследований родительства и этнографии родительства в диссертации обоснован феномен института родительства, предложено определение понятия "институт родительства" и определены его функции. Всесторонний анализ источников отечественной педагогики IX XX веков подтверждает, что педагоги, психологи, этнографы, богословы, известные мыслители данного периода исследовали проблему становления, формирования и развития института родительства, поскольку попытки решения указанной проблемы обусловлены объективной необходимостью формирования действенного института родительства в разные исторические эпохи. Исследование показало, что идеи украинской этнопедагогики в устном народном творчестве и традициях семейно-бытовой культуры дополняют исследования института родительства та отражают эволюцию мировоззрения народа. Путем анализа установлено, что украинский фольклор (песни, думы, пословицы, поговорки, легенды, сказки, детский фольклор) содержит ценный фактологический материал для исследования проблем института родительства. Элементы родовых и племенных представлений украинцев находятся в поэзии народных обрядов, мудрость и педагогический гений сохранили легенды, пословицы и поговорки. Созданное на протяжении веков народное творчество приобрело огромное воспитательное значение. Исследование показало, что институт родительства в Украине прошёл сложный и многолетний путь становления, трансформирования, развития с давних времен до современности. С учетом внутренней логики и особенностей историко-педагогических знаний, в диссертации разработана периодизация развития института родительства в отечественной этнопедагогической теории и практике воспитательной деятельности семи: I период: с древних времен VIII в. Период зарождения первобытных форм семьи и института родительства и закрепление функций за данным воспитательным институтом в период существования словянских племен; II период: IX средина XVII в. Период укрепления позиций института родительства в обществе и формирования традиций деятельности данного воспитательного института в Княжеские времена (куда включаем Киевскую Русь, Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) и период славянского Возрождения; III период: вторая половина XVII XVIII в. Период изменения статуса и функций членов института родительства в контексте Козацкой эпохи; IV период: XIX 1920 г. Период активного формирования и развития института родительства в контексте национальной системы воспитания; V период: 1920 1991 гг. Период деформации ценностей института родительства и его функций в советское временя; VI период: 1991 г. до наших дней. Период преодоления стереотипов, возрождения института родительства на национальных и общечеловеческих принципах в Украинском государстве. Результаты экспрементальной роботы раскрыли тенденции развития института родительства в наше время, а именно приоритет матери в воспитательном процессе в современных украинских семьях. На основе анализа исторических, философских, этнопсихологических и фольклорных материалов в структуру историко-педагогической науки введено понятие «пассионарность украинской женщины-матери» и обосновано его употребление. В диссертации раскрыты основные принципы теории и практики деятельности института родительства как целостной системы в истории отечественной этнопедагогики.
The foundation and the development of parents institute theories in the history of Ukrainian ethnopedagogics is analyzed in the dissertation. The scientific work deals with the phenomenon of the parents institute and the basis of its forming and improvement in the history of national pedagogics (9-20 th). The role, the function and the influence of parents in the Ukrainian national culture is researched in the thesis. The dissertation allows to generalize and systematize the parents institute theories and to define the periods of its foundation and development in the national ethnopedagogics and in the Ukrainian family activity. The dissertation shows and systematizes the role and the importance of the Ukrainian woman-mother in the family and in the whole process of the national and cultural development. The modem problems of Ukrainian family, the problems of parents’ institute and the mechanisms of the realization of its functions are analyzed in the thesis.