Дисертація присвячена теоретичному обґрунтуванню та експериментальному вивченню психологічних особливостей емоційно-почуттєвого розвитку дітей старшого дошкільного віку. Виділені критерії (модальність емоційно-почуттєвих станів, їх динамічні особливості, здатність дитини усвідомлювати власні емоційно-почуттєві стани, її здатність до розпізнавання емоційно-почуттєвих станів інших, здатність до відгуку на емоційно-почуттєві стани інших) та рівні емоційно-почуттєвого розвитку старшого дошкільника: стабільно-позитивний (високий), ситуативно-залежний (середній), стабільно-пригнічений (низький). Доведено, що оптимізація емоційно-почуттєвого розвитку старших дошкільників ДНЗТ можлива за умови включення дитини в позитивно забарвлене емоційно-насичене спілкування із ровесниками та дорослим у процесі тренінгових занять, що за своїм змістом орієнтує старшого дошкільника на очікуваний вступ до школи та знімає такі проблеми як швидка та різка зміна настрою, тривале відновлення після негативних переживань, помилки при розпізнаванні емоційно-почуттєвих станів своїх та інших, а також байдуже ставлення до переживань інших людей.
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы развития эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Проанализировано теоретические подходы к проблеме особенностей развития эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста. В работе проанализированы научно-теоретические подходы к изучению особенностей эмоционально-чувственной сферы старшего дошкольника. Изучение психологических исследований показало, что эмоциональночувственное развитие является направлением психического развития личности, в процессе которого происходит социализация врожденной способности ребенка к эмоциональным переживаниям. Основными психологическими условиями эмоционально-чувственного развития детей старшего дошкольного возраста выступают стиль взаимоотношений ребенка с родителями, различные виды деятельности, взаимоотношения с ровесниками и творческое проявление личности ребенка. Показано, что эмоционально-чувственное развитие старшего дошкольника связано с появлением у него новых интересов, мотивов, потребностей. Интенсивно развиваются социальные эмоции и моральные чувства. Ребенок начинает управлять протеканием и выражением эмоций, влияя на себя с помощью речи (сначала внешней, а потом внутренней). Особенностью эмоционально-чувственного развития старшего дошкольника является его ориентированность на подготовку ребенка к систематическому обучению в школе. В работе представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей развития эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников, на основе которых выделены его критерии: модальность эмоционально-чувственных состояний, их динамические особенности, способность ребенка осознавать собственные эмоционально-чувственные состояния, способность ребенка распознавать эмоционально-чувственные состояния других, способность отзываться на эмоционально-чувственные состояния других. На основании выделенных критериев и их показателей были выделены три уровня эмоционально-чувственного развития старшего дошкольника: стабильно-позитивный (высокий), ситуативно-зависимый (средний), стабильно-угнетенный (низкий). Выявлено распределение старших дошкольников по уровням их эмоционально-чувственного развития среди детей, которые посещают дошкольное учебное заведение с традиционной технологией воспитания, и дошкольное учебное заведение с личностноориентированной технологией воспитания. Констатировано наличие однотипных проблем эмоционально-чувственного развития у детей из дошкольных учебных заведений с различными технологиями воспитания, что актуализирует задачу специальной работы по оптимизации этого процесса. Разработана комплексная программа оптимизации эмоциональночувственного развития у старших дошкольников, которая основывалась на включении ребенка в позитивно окрашенное эмоционально насыщенное общение с ровесниками и взрослыми в процессе треннинговых занятий. В результате экспериментального обучения произошло статистически значимое возрастание количества детей со средним и высоким уровнями и снижение -с низким уровнем эмоционально-чувственного развития по всем критериям. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в воспитательном процессе с целью развития эмоционально-чувствительной сферы у детей старшего дошкольного возраста, при подготовке учебных пособий, рекомендаций с проблем дошкольного воспитания.
The dissertation explores the theoretical background and experimental analysis of emotional and perceptive development of a child under senior school age. The marked criteria are modality of emotional and perceptive states, their dynamic peculiarities, the child ability to perceive individual emotional and perceptive states, the ability to respond to emotional and perceptive states of others, and levels of emotional and perceptive development of a child under senior school age: stable positive (high), situationally dependent (middle), stable depressed (low). Optimization of the emotional and perceptive development of a child under senior school age is proved to be possible on condition that a child should be involved in the positive and emotionally rich communication with peers and adults in the process of training classes. Based on the very content, they direct a child under senior school age towards the planned school education, and avoid such problems as prompt and sudden mood changes, prolonged renovation which follows negative feelings, errors in defining the individual and collective emotional and perceptive states, and, at the same time, the indifference to the feelings of other people.