Дисертація присвячена проблемі підготовки майбутніх учителів технологій з основ дизайну. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми в педагогічній теорії й практиці. Розкрито структуру підготовки майбутніх учителів технологій до навчання основ дизайну у профільній школі. Визначено дидактичні умови підготовки майбутніх учителів технологій з основ дизайну у вищих педагогічних навчальних закладах, серед яких виділено компоненти (організаційний, змістовий, мотиваційний), що включають забезпечення активної творчої діяльності студентів, забезпечення єдності теоретичної і практичної підготовки з основ дизайну, впровадження навчальної дисципліни «Основи дизайну», удосконалення мети, завдань, змісту, форм, методів і засобів, розвиток інтересу до майбутньої професійної діяльності тощо. Експериментально перевірено і доведено ефективність дидактичних умов професійної підготовки майбутніх учителів технологій з основ дизайну.
Диссертационное исследование посвящено проблеме подготовки подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна в высшем учебном заведении. Проанализировано состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. Выяснено, что актуальность ее разработки обусловлена важностью вопросов развития всесторонней личности, способной к активной адаптации в обществе, самостоятельного жизненного выбора, начала трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразования и самосовершенствования. Установлено, что одним из эффективных средств формирования и развития интеллектуального и эстетического потенциала личности является дизайн-образование, где особая роль отводится учителю технологий, его подготовке в высших педагогических учебных заведениях. Обобщение различных подходов, анализ практики показали, что в современных условиях подготовка будущих учителей технологий по основам дизайна — это целенаправленный процесс усвоения знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, необходимого для профессиональной педагогической деятельности в области дизайн-образования. Раскрыта структура содержания профессиональной подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна. Определено, что обучение основам дизайна должно быть направлено на освоение закономерностей, средств и методов проектной деятельности, основ композиции, формообразования, без углубленного изучения какого-либо направления дизайна и включает инвариантную и вариативную составляющую подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна. Установлено, что важную роль в подготовке будущих учителей технологии к обучению основам дизайна в профильной школе играют соответствующие дидактические условия как совокупность взаимосвязанных компонентов учебновоспитательного процесса в высших учебных заведениях, способствующих подготовке педагога по основам дизайна. Определяя дидактические условия подготовки, мы исходили из специфики образовательного процесса в высшей школе, сущности дизайна и художественнопроектной, творческой деятельности будущих учителей технологий. В процессе исследования нами определенно, что основными компонентами дидактических условий подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна является: организационный, содержательный и мотивационный. Согласно каждого компонента нами были разработаны и предложены дидактические условия к обучению основам дизайна. Выяснено, что первым является организационный компонент дидактических условий подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна, который включает: обеспечение единства теоретической и практической подготовки по основам дизайна; учебной дисциплины «Основы дизайна»; обеспечение активной творческой деятельности студентов, что наиболее эффективно осуществляется в высших педагогических учебных заведениях III—IV уровня аккредитации по направлению подготовки 6.010103 Технологическое образование. В процессе исследования установлено, что вторым компонентом дидактичных условий подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна есть содержательный, что включает усовершенствование цели, задач, содержания, форм, методов и средств с учетом когнитивного, операционного и личностно творческого блоков. Установлено, что третьим компонентом дидактичных условий подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна является мотивационный, который связан с личностью студента — будущего учителя и предусматривает развитие интереса к будущей профессиональной деятельности; повышение мотивации будущих учителей технологий к изучению основ дизайна; формирование личностно-профессиональной компетентности; расширение потребности будущих учителей к обучению основам дизайна в профильной школе и т. п. В качестве теоретико-методологической базы исследования выступили системный и деятельностный подходы, которые позволили осуществить внедрение и реализацию дидактических условий успешной подготовки будущих учителей технологии по основам дизайна. Экспериментально проверена и доказана эффективность дидактических условий профессиональной подготовки учителей технологий к обучению основам дизайна в профильной школе. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех вопросов подготовки будущих учителей технологий к обучению основам дизайна в профильной школе. Перспективным является исследование методики подготовки будущих учителей технологий по основам дизайна, сравнительный анализ профессиональной подготовки педагогов в других государствах.
The thesis is dedicated to the problem of future technology teachers preparation on the basics of design. The state of researched problem in the frame of pedagogical theory and practice was analyzed. The structure of contents of future teachers of technology professional preparation to studying basics of design in profile school. It was defined the didactic conditions of future teachers of technology preparation in basics of design in higher education pedagogical establishment among which there were found out the next components (organizational, substantial, motivational) that include provision of active creative activity of students, provision of unity of theoretical and practical preparation in design, implementation of educational discipline “Basis of design”, perfection of aim, tasks, contents, forms, methods and ways, development of interest to the future professional activity etc. It was experimentally checked and proved the effectiveness of didactic conditions of professional preparation of future teachers of technology in basics of design.