Дисертація присвячена проблемі реалізації заданного підходу в навчанні природничих дисциплін у педагогічному університеті. У дослідженні розглянуті поняття «задачний підхід», «навчальна задача», «мисленнєва навчальна задача». Визначено структуру, сутність і зміст заданного підходу, в основі якого лежить мисленнєва навчальна задача. Обґрунтовано критерії й показники ефективності заданного підходу при вивченні природничих дисциплін: знання, вміння, самостійність, творчий потенціал і емоційне ставлення до роботи. Запропоновано модель навчання природничих дисциплін на основі заданного підходу та дидактичні умови, що забезпечують її ефективність. Розроблено методичні рекомендації на допомогу викладачам і студентам щодо реалізації заданного підходу в процесі навчання природничих дисциплін. Експериментально доведено ефективність авторського навчального курсу «Практикум розв’язування мисленнєвих навчальних задач».
Диссертация посвящена проблеме реализации заданного подхода в обучении естественнонаучным дисциплинам в педагогическом университете. В исследовании рассмотрены понятия «заданный подход», «учебная задача», «мыслительная учебная задача». Определена структура, сущность и содержание заданного подхода, в основе которого лежит мыслительная учебная задача. Обоснованы критерии и показатели эффективности заданного подхода при изучении естественнонаучных дисциплин: знание, умение, самостоятельность, творческий потенциал и эмоциональное отношение к работе, что позволило определить качество знаний и уровни готовности студентов к творческой учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин. Опытным путем доказано, что результативность задачного подхода в повышении качества знаний студентов при изучении естественнонаучных дисциплин обеспечивается комплексом дидактических условий, соблюдение которых достигается закреплением и развитием позитивной учебной мотивации студентов, реализацией межпредметных связей в содержании учебных задач; структурированием учебной информации в виде системы мыслительных учебных задач; осознанным использованием различных источников информации при решении учебных задач и поиске путей их нестандартного решения; организации личностно-ориентированной деятельности. Разработанная модель обучения предметам естественнонаучного цикла на основе задачного подхода объединила в своем содержании структурные компоненты (цель и задачи, закономерности и принципы, содержание, методику и технологию его реализации, дидактические условия, мониторинг учебных достижений студентов) и проектируемый результат (повышение качества знаний и развитие мыслительных способностей студентов). Доказано, что эффективность реализации модели заданного подхода в процессе изучения естественнонаучных дисциплин обеспечивается личностно ориентированным обучением, направленным на развитие мыслительных способностей, овладение рациональными способами и приемами умственной деятельности, формирование готовности к действиям в нестандартных ситуациях и использованию оригинальных способов решения учебных задач. Модель изучения естественнонаучных дисциплин на основе заданного подхода ориентирована на создание нового знания, приобретение творческого опыта в сфере учебной деятельности. Доказано, что мыслительная учебная задача как механизм реализации задачного подхода к обучению предусматривает не пассивное овладение естественнонаучными знаниями, а развитие способностей студентов, овладение рациональными приемами и способами умственной деятельности, развитие логического мышления и готовность к творческой познавательной деятельности. Установлено, что проблемно-ситуационные и имитационно-игровые формы и методы предоставляют студентам возможность выразить собственную точку зрения, проявить активную познавательную позицию, оригинальность, нестандартность, креативность мышления. Многообразие активных форм и методов обучения, творческих заданий и проблемных ситуаций предоставляет студенту возможность реализовать себя как творческую личность, способную нестандартно мыслить и действовать, принимать решения и отвечать за собственные действия. Обоснованы этапы решения учебных задач: подготовительный (перцептивный компонент), формирующий (когнитивный и операционно-деятельностный компонент) и заключительный (рефлексивный компонент) этапы. Опытным путем доказано, что эффективность предложенной модели обусловлена методическим обеспечением учебного процесса, позитивной учебной мотивацией студентов, структурированием учебной информации в виде мыслительных учебных задач, вовлечением студентов в активную деятельность путем имитации, игры, выполнения творческих проектов, которые моделируют сферу их будущей профессиональной деятельности. Экспериментально доказана практическая значимость авторского учебного курса «Практикум решения мыслительных учебных задач», методика проведения которого предполагает разнообразные формы организации занятий (семинар-беседа, семинар-диалог, семинар-тренинг, семинар дидактичная игра, семинар-конференция, защита творческих проектов, семинар «круглый стол»).
Dissertation is devoted the problem of realization of task approach in the studies of natural disciplines in a pedagogical university. In dissertation concepts are considered «task approach», «educational task», «conceivable educational task». Certainly structure, essence and maintenance of task approach in basis of which conceivable lies educational task. Grounded criteria and indexes of efficiency of task approach at the study of natural disciplines: knowledge, ability, independence, creative potential and emotional attitude, is toward work. The model of studies of natural disciplines on the basis of task approach and didactics terms which provide its efficiency is offered. Methodical recommendations are developed for help teachers and students in relation to realization of task approach in the process of studies of natural disciplines. Efficiency of author educational course is experimentally well-proven practical «Work of decision of conceivables of educational tasks».