У дисертації досліджено проблему формування музично-слухової активності як важливої музично-професійної якості майбутніх музикантів-педагогів. Розкрито і конкретизовано сутність поняття «музично-слухова активність» виконавця, визначено її компонентну структуру. Розроблено й апробовано методику поетапного формування музично-слухової активності у напрямку від засвоєння розгорнутих зовнішньо виражених художньо-аналітичних прийомів до згорнутої мисленнєвої орієнтуючо-контролюючої музично-виконавської діяльності. Виділено та обґрунтовано педагогічні умови цілеспрямованого формування музично-слухової активності у процесі музично-виконавської підготовки. Удосконалено засоби діагностики сформованості музично-слухової активності студентів, що охоплює відповідні параметри, критерії, показники, рівні. Проаналізовано результати формувального експерименту та доведено їх статистичну достовірність. Отримані результати дослідження доводять ефективність запропонованої методики та її значущість для подальшого вдосконалення фахової підготовки музикантів-педагогів.
В диссертации исследуется проблема целенаправленного формирования музыкально-слуховой активности студентов педагогических вузов. Музыкально-слуховая активность рассматривается как необходимое профессиональное качество художественно-осмысленной музыкальной деятельности, что реализуется через осознанную сосредоточенность внимания на художественно-смысловых элементах музыкального произведения в их взаимодействии и целостности. Это обеспечивает полноценное постижение художественного смысла музыкального произведения, самостоятельный выбор художественно-целесообразных средств исполнительской выразительности, выступает первоосновой текущего контроля и оперативного корректирования музыкально-исполнительского результата. Выделены структурные компоненты музыкально-слуховой активности: ориентировочно-контролирующий и контролирующе-корректирующий. Ориентировочно-контролирующий компонент предусматривает распознавание художественно-значимых элементов музыкального произведения как-ориентиров слухового внимания, контроль полноты их охвата в художественной целостности. Контролирующе-корректирующий компонент включает контроль соответствия музыкально-исполнительского воплощения художественному замыслу, коррекцию средств исполнительской выразительности и технических приемов воплощения. Усовершенствованы способы диагностики сформированности музыкально-слуховой активности, обоснованы параметры: художественноисполнительский и деятельно-операционный; соответствующие им критерии: степень художественного и технического совершенства музыкального исполнения, мера осознанности и обобщенности ориентировочно-контролирующей музыкальной деятельности; показатели трех уровней (высокого, среднего, низкого). Впервые разработана и апробирована методика поэтапного формирования музыкально-слуховой активности, которая включает три этапа. Основным заданием первого этапа является усвоение художественно аналитических приемов исполнительской деятельности в развернутой внешне выраженной форме. Второй этап предусматривает сокращение развернутой ориентировочно-контролирующей деятельности в свернутую осмысленную с представлением музыкально-исполнительского результата. Третий этап нацелен на адаптацию сформированного способа ориентировочно-контролирующей деятельности к измененным условиям при изучении нового художественного материала. В исследовании раскрыты оптимальные педагогические условия формирования музыкально-слуховой активности: целенаправленное формирование обобщенных художественно-аналитических приемов целостной музыкально-исполнительской деятельности; обеспечение необходимыми и достаточными знаниями художественно-смысловой организации музыкальных произведений; поэтапное формирование музыкально-слуховой активности от развернутых внешне выраженных художественно-аналитических приемов к свернутой осмысленной ориентировочно-контролирующей деятельности. Полученные результаты исследования доказывают эффективность предложенной методики формирования музыкально-слуховой активности, ее значимость для усовершенствования профессиональной подготовки музыкантов-педагогов.
This thesis explores the problem of formation of musical-ear activity as the important musical-professional guality of future teachers of music. A conception essence of «musical-ear activity» of a performer is specified and exposed; defined its component structure in musical-performing process. The stage-by-stage methodology of musical-ear activity in a tendency of mastering the detailed externally expressed art-analytical methods to minimized mental orientating-controlling musical-performing activity is elaborated and tasted. Pedagogical conditions of the effective forming of musical-ear activity in the process of musical-performing training are defined and substantiated. Means of diagnosis of students’ musical-ear activity formation, which covers appropriate parameters, criteria, indicators and levels are improved. The results of forming experiment are analyzed and proved from statistical point of view. Gained results proved the efficiency of the method proposed and its value for further improvements in the sphere of the theoretical and practical training of music teachers. Keywords: musical-ear activity, musical-performing process, instrumental performer training of students, methodology of musical-ear activity formation.