У дослідженні визначено структурно-функціональну модель дослідницького уміння та виокремлено види вмінь згідно з принципом ісрархічності дослідницької діяльності; розроблено й обгрунтовано методичну систему формування дослідницьких умінь учнів основної школи, що грунтується на структурно-функціональній моделі дослідницького уміння, передбачає реалізацію прямих і зворотних зв’язків у системі компонентів (цільовий, змістовий, процесуально-діяльнісний, оціночно-результативний) та суб’єкт- суб’єктну взаємодію учасників дослідницької діяльності; визначено дидактичні умови формування дослідницьких умінь школярів, які забезпечують ефективність цього процесу. Розкрито специфічні засоби формування дослідницьких умінь: система навчальних завдань, моделі біологічних об’єктів та явищ і моделювання пізнавальної діяльності суб’єктів дослідницького пошуку. Створено та впроваджено навчально-методичне забезпечення розробленої методичної системи
The study identified structural-functional model of research skills and specified the types of skills in accordance with the principle of research activity hierarchy. Methodical system for students' research skills formation in secondary school was developed based on structural-functional model of research skills. Methodical system provides lor the implementation of direct and inverse connections of its components (target, content, procedural and activity, estimate-effective) and subject-subject interaction between educational process participants. Didactic conditions for students' research skills development were determined to ensure the efficiency of this process. There have been discovered the specific features of forming research skills: a system of learning tasks, biological objects and phenomena models, and modelling of cognitive processes of the subjects of the research process. Teaching resources of the developed guidance system have been worked out and implemented.
В диссертации рассмотрена проблема формирования исследовательских умений школьников, обосновано научно-практическое значение их изучения. Исходя из определения учебно-исследовательской деятельности как иерархической системы определена структура исследовательских умений (мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты). Выделены виды исследовательских умений, которые необходимо формировать у учащихся основной школы при изучении биологии: базисные (умение сравнивать, анализировать утверждения и исправлять ошибки, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять связь строения и функции, аргументировать; технические умения), тактические (умение отбирать, анализировать, представлять научную информацию; выдвигать гипотезы и аргументировать их; работать с графическим аппаратом; использовать и выстраивать модели; проводить лабораторные исследования по заданному плану; обозначать направление эксперимента; определять объект и предмет исследования, проводить статистическую обработку результатов, формулировать выводы но результатам эксперимента), стратегические (умение проводить целостный анализ исследования по его описанию, планировать исследование, проводить теоретическое исследование, проводить экспериментальное исследование). Разработана и обоснована методическая система формирования исследовательских умений учащихся основной школы при изучении биологии, которая основывается на структурно-функциональной модели исследовательского умения, обеспечивает реализацию прямых и обратных связей в системе компонентов (целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, оценочно¬ результативного) и субъект-субъсктное взаимодействие участников образовательного процесса. Взаимосвязи и взаимообусловленность компонентов отображены в модели соответствующей методической системы. В ее целевом компоненте определяются следующие цели: стратегическая (формирование ключевой компетентности «умение учиться»), главная (формирование исследовательских умений); сопровождающие (развитие предметной, информационной и коммуникативной компетентностей). Содержательный компонент состоит из основного и вспомогательного блоков знаний. Основной блок охватывает программный и внепрограммный материал, а вспомогательный - методологические, логические, историко¬ научные, межпредметные знания. В процессуально-деятельностном компоненте отображены формы, методы, специфические средства, дидактические условия, этапы и механизм формирования исследовательских умений. Оценочно¬ результативный компонент направлен на оценку эффективности методической системы по определенным нами критериям: уровню сформированности исследовательских умений, результативности исследовательской деятельности учащихся. Обоснована этапность формирования базисных, тактических и стратегических умений школьников. Разработаны специфические средства формирования исследовательских умений: система учебных заданий, модели биологических объектов и процессов, моделирование познавательной деятельности субъектов исследовательского процесса. Система учебных заданий состоит из подсистем по формированию базисных, тактических и стратегических умений. Дана характеристика методики организации систематической внеклассной исследовательской деятельности школьников. Разработано научно-методическое обеспечение функционирования методической системы формирования исследовательских умений: система заданий исследовательского направления; методика использования моделей биологических объектов и процессов; система круглогодичной исследовательской деятельности учеников по биологии; методика подготовки к интернет-олимпиаде, турнирам юных биологов; методика организации работы биологической секции школьного научного общества; летней школы по биологии; разработка занятий дидактического театра; программ факультативных курсов «Исследуем жизнь растений от молекул к организму», «Основы статистики в научно-исследовательской работе учащихся».