Дисертація присвячена проблемі формування кооперативної компетентності майбутніх вчителів початкової школи засобами інтерактивних технологій. З’ясовано стан розробленості проблеми в педагогічній теорії та практиці. Визначено, теоретично обгрунтовано та експериментально підтверджено ефективність моделі формування кооперативних умінь майбутніх вчителів початкової школи. Доведено, що процес формування кооперативних умінь майбутніх вчителів початкової ніколи буде ефективним, якщо в процесі професійної підготовки забезпечити використання системи технологічного супроводу набуття студентами когнітивного,емоційно-вольового та діяльнісного компонентів даних умінь; інтеграцію психолого-педагогічних і методичних знань, умінь і навичок в освоєні спецкурсу «Основи кооперативного навчання», інтерактивного супроводу педагогічної практики студентів, що дозволить майбутньому вчителю початкової школи аналізувати, оцінювати та корегувати власний педагогічний досвід у контексті освоєння змісту професійної компетентності.
The dissertation is devoted to the problem of cooperative competence of future teachers of primary school through interactive technologies. It was found condition of problems in educational theory and practice. Determined theoretically substantiated and experimentally confirmed the effectiveness of models of communicative competence of future teachers of elementary school. It is proved that the formation of cooperative skills for future primary school teachers will be effective if in the process of training to ensure the use of technological support of students' cognitive, emotional and volitional components and activity data abilities and the integration of psychopedagogical and methodological knowledge and skills mastered in a special practice" The Backgrounds of Cooperative Learning"; interactive support of students" teaching practice will be able the future primary school teachers to analyze, evaluate and adjust their own teaching experience in the context of the development content of professional competence.
В диссертации исследуется процесс формирования кооперативных умений будущих учителей начальной школы в системе профессионального образования. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература с целью определения сущности понятия «кооперативные умения будущего учителя начальной школы». Основными составляющими данных умений в исследовании стали когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты структуры этих профессиональных умений. В диссертации сделан анализ теоретико-методологических основ формирования кооперативных умений в контексте использования интерактивных технологий подготовки будущего учителя начальной школы. На основе личностно-ориентированного, системно-деятельностного, аксиологического подходов построена модель и разработана методика формирования кооперативных умений будущего учителя начальной школы в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов структуры кооперативных умений. В соответствии выделенными этапами формирования кооперативных умений раскрыто содержание и механизмы технологического обеспечения каждого из них. Содержательное и процессуальное инструментирование подготовительного, базового и интеграционного этапов формирования кооперативных умений осуществлялось на основе выделенных критериев и показателей сформированости высокого, достаточного, среднего и низкого уровня. Обозначена специфика формирования кооперативных умений на протяжении всего процесса подготовки будущего учителя начальной школы к исполнению производственных функций деятельности в контексте теоретической, эмпирической и практической составляющих умений решать типовые задачи профессиональной деятельности. В диссертации научно обоснован и экспериментально проверен специально организованный, целостный процесс формирования кооперативных умений. Количественная и качественная интерпретация результатов формирующего эксперимента доказала эффективность использования интерактивных технологий обучения будущих учителей начальной школы для формирования кооперативных умений. Разработанные рекомендации по использованию средств интеракии в разных видах взаимодействия участников учебно-профессиональной деятельности могут быть использованы специалистами в области подготовки учителей разных специальностей и специализаций.