У дисертації, присвяченій вивченню особливостей розвитку тендерної ідентичності дівчат-підлітків в умовах шкіл-інтернатів, здійснено теоретичний аналіз наукових підходів дослідження тендерної ідентичності особистості в підлітковому віці; визначено сутність поняття «тендерна ідентичність особистості підліткового віку»; обґрунтовано психологічну структуру цього особистісного утворення, що презентована такими складовими: інформаційним, мотиваційним, операційним та емоційним; визначено соціально-психологічні чинники особливостей її розвитку у дівчат-підлітків загальноосвітніх шкіл та шкіл-інтернатів. Емпірично досліджено особливості розвитку тендерної ідентичності дівчат-підлітків у різних умовах життєіснування (загальноосвітні школи та школи-інтернати). Визначено критерії (виконання тендерної ролі, залежність від тендерних стереотипів; співвідношення маскулінних, фемінних якостей особистості; стійкість тендерних установок відносно сімейних стосунків), показники та рівні (високий, середній, низький) тендерної ідентичності. Встановлено, що для гармонійного розвитку тендерної ідентичності дівчат-підлітків в умовах шкіл-інтернатів необхідна цілеспрямована переорієнтація їх зі стереотипно-традиційних маскулінно-фемінних на андрогінні тендерні ролі. Доведена доцільність та ефективність впровадження психологічного супроводу з розвитку тендерної ідентичності дівчат-підлітків в умовах шкіл-інтернатів. Розроблено методичні рекомендації вчителям, соціальним працівникам та практичним психологам щодо розвитку зазначеного феномена дівчат підліткового віку.
Диссертация посвящена исследованию феномена гендерной идентичности у девочек-подростков в условиях школ-интернатов. В ней представлен теоретический анализ научных подходов по исследованию особенностей развития гендерной идентичности в подростковом возрасте; определено сущность понятия «гендерная идентичность личности подросткового возраста»; обоснована психологическая структура этого личностного образования, которое включает информационный, мотивационный, операционный и эмоциональный компоненты; определены социально-психологические предпосылки особенностей его развития у девочек-подростков в условиях семьи и школ-интернатов. В ходе експериментального исследования выявлены специфические особенности развития гендерной идентичности девочек-подростков, влияние социальных и психологических детерминант на её развитие в условиях общеобразовательных школ и школ-интернатов. Определены и обоснованы критерии (выполнение гендерной роли; зависимость от гендерные стереотипов; соотношение маскулинных и феминных характеристик личности; стойкость гендерных установок относительно семейных отношений), показатели и уровни (высокий, средний, низкий) развития гендерной идентичности девочек подросткового возраста. На высоком уровне гендерная роль у девочек-подростков сформирована, они отождествляют себя с соотвествующей гендерной группой, очень быстро устанавливают эмоциональные связи, проявляют андрогинные качества личности; гендерные установки относительно семейных отношений эгалитарные. Пребывание на среднем уровне показывает, что девочки полноценно соотносят себя с женской группой, у них сформировано ценнностное отношение к своей гендерной роли, с лёгкостью устанавливают эмоциональные отношения с представителями разного пола; проявляют маскулинные или феминные качества личности; гендерные установки относительно семейных отношений — традиционные. На низком уровне развития те, у которых выражена неоднозначность во взаимодействии с окружающим миром, свойственны зависимые отношения с партнёром, проявляются феминные качества личности; гендерные установки относительно семейных отношений — неопределённые. Установлено, что для гармоничного развития гендерной идентичности девочек-подростков в условиях школ-интернатов необходима целенаправленная переориентация их со стереотипно-традиционных маскулинно-феминных на андрогинные гендерные роли. Доказана целесообразность и эффективность реализации социальнопсихологического тренинга по развитию гендерной идентичности девочек-подростков в условиях школ-интернатов. Разработаны рекомендации учителям, социальным работникам, практическим психологам по развитию этого исследуемого феномена у девочек подросткового возраста.
The dissertation provides theoretical substantiation and experimental study of the characteristics of the development of teenage girls’ gender identity in boarding schools. Analysis of socio-psychological factors influencing the formation of gender identity in the adolescence was conducted. The content of terms «gender», «identity», «gender identity», «gender roles», «androgenic descriptions», «gender roles» were revealed. The study determines differences in the structure of teenage girls’ gender identity in secondary schools in comparison to teenage girls’ gender identity in specialized boarding schools. Factors that prevent normal gender identity formation in boarding schools were revealed, namely absence of a singular identification image, absence of control over teenage girl behavior in socio-sexual sphere by a significant adult, generation gap, deprivation. The study points out that harmonic development of teenage girls’ gender identity in boarding schools requires goal-oriented realignment of their stereotypical and traditional masculine-feminine roles towards androgenic gender roles. Experimental research indicated the expediency and efficiency of socio-psychological trainings for adolescent girls. Methodological recommendations for psychology practitioners aimed at development of the girls’ gender identity were formulated.