Робота є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми застосування інформаційно-комунікаційних технологій на уроках української мови у 8-9 класах гімназій. У дисертації обґрунтовано сутнісні характеристики базових понять дослідження, психолого-дидактичні та санітарно-гігієнічні умови застосування інформаційно-комунікаційних технологій у навчально- виховному процесі гімназій. Розроблено, теоретично обгрунтовано та експериментально перевірено методику навчання синтаксису у 8-9 класах гімназій засобами інформаційно-комунікаційних технологій. Розкрито сучасні підходи до створення комп’ютерних програм дидактичного призначення, інтерпретовано у практичне русло доцільність використання запропонованих комп’ютерно зорієнтованих засобів навчання у процесі поглибленого вивчення синтаксису. Висвітлено методичні аспекти використання технології SMART Board та Інтернет-ресурсу для оптимізації навчальної діяльності учнів 8-9 класів гімназій, створення сприятливих умов для саморозвитку і самореалізації здібних учнів.
This work represents theoretically-experimental research of the issue with applying information-communicative technologies at the lessons of Ukrainian language teaching in the 8-9 forms of gymnasiums. The essential features of the basic notions of study, psychologically-didactic and sanitary-hygienic conditions of information-communicative technologies application in studying processes in gymnasiums have been substantiated in the thesis. The methods of syntax learning in 8-9 forms under gymnasium condition by means of information-communicative technologies have been developed, theoretically proved and experimentally tested the contemporary approaches as to computer-aided programs creation with educational purposes have been revealed, the expediency of computer oriented educationalmethodical providing under the process of syntax deep learning have been put into practice. The methodical aspects of usage of SMART Board Technology and Internet-resources for optimization of educational activity of the 8-9 forms pupils under the gymnasium conditions and creation of favorable condition for selfdevelopment and self-realization of capable pupils have been cleared up.
Во введении обоснована актуальность избранной темы исследования, определены его цель и задачи, объект, предмет; отражены методологические основы и методы исследования, его основные этапы, научная новизна и практическая значимость; поданы сведения об апробации полученных результатов. Работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках украинского языка в 8-9 классах гимназий. В диссертации обоснованы существенные характеристики базовых понятий исследования, психолого- дидактические и санитарно-гигиенические условия использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе гимназий. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика обучения синтаксиса в 8-9 классах гимназий с использованием информационно-коммуникационных технологий. Представлены современные подходы к созданию компьютерных программ дидактического назначения, интерпретирована в практическое русло целесообразность использования предложенных компьютерно ориентированных средств обучения в процессе углубленного изучения синтаксиса. Доминантой предложенной методики обучения углубленного курса синтаксиса в 8-9 классах являются компьютерные программы учебного назначения, которые используются на всех этапах усвоения учениками гимназий соответствующего синтаксического материала в различных учебных режимах (обучающем, учебно-тренировочном, контрольном) и формах работы (фронтальной, индивидуальной). Представлено научно-методическое сопровождение компьютерных программ дидактического назначения по синтаксису украинского языка. Раскрыты методические аспекты использования технологии SMART Board, Интернет-ресурса для оптимизации учебной деятельности учащихся 8-9 классов гимназий, создания благоприятных условий для саморазвития и самореатизации способных учеников. Доминантой предложенной методики обучения углубленного курса синтаксиса в 8-9 классах являются компьютерные программы учебного
назначения, которые используются на всех этапах усвоения учениками
гимназий соответствующего синтаксического материала в различных учебных
режимах (обучающем, учебно-тренировочном, контрольном) и формах работы
(фронтальной, индивидуальной). Представлено научно-методическое
сопровождение компьютерных программ дидактического назначения по
синтаксису украинского языка. Раскрыты методические аспекты использования технологии SMART Board, Интернет-ресурса для оптимизации учебной деятельности учащихся 8-9 классов гимназий, создания благоприятных условий для саморазвития и самореатизации способных учеников.