Дисертація присвячена історико-педагогічному аналізу становлення та розвитку співацької освіти на Поділлі. Здійснено науковий аналіз процесу становлення, особливостей розвитку музичної освіти у навчальних закладах регіону, її взаємозв’язку з просвітницькими організаціями Поділля; проаналізовано історичні передумови формування співацької освіти на Поділлі, які пов’язані із системою церковно-духовних закладів; розкрито музично- педагогічну діяльність відомих і маловідомих в Україні педагогів-музикантів, викладачів співу; проаналізовано зміст навчально-виховного процесу з вокально-хорової підготовки фахівців у навчальних закладах, шляхи професіоналізації педагогічних кадрів; узагальнено здобутки у співацькій освіті, історико-педагогічний досвід та визначено перспективні шляхи їх застосування в сучасній педагогічній практиці України. Основні результати дослідження можуть використовуватися у розробці методики викладання музично-теоретичних дисциплін вищих і середніх навчальних закладів освіти, культури і мистецтв; написанні підручників та посібників з історії музичної педагогіки та етнопедагогіки, історії української музики.
The dissertation deals with historic-pedagogical analyses of formation and
development of vocal-choral education in Podillia region. Scientific analysis of the
process of formation, peculiarities of development of music education in educational
establishments of the region, their interconnection with educational organizations of
Podillia region is done; historical pre-conditions of formation of vocal-choral
education in Podillia region, connected with the system of church-spiritual
institutions are analysed; music-pedagogical activity of famous and little known in
Ukraine pedagogues-musicians, teachers of singing is revealed; the content of
educational process in vocal-choral training of specialists in educational
establishments, the ways of personalization of pedagogues are analysed;
achievements in vocal-choral education, historical-pedagogical experience are
generalized, and perspective ways of their usage in modern pedagogical practice of
Ukraine are determined. Basic results of the research can be used in development of methodology of teaching music-theoretical subjects of higher and general educational establishments, establishments of culture and art; in writing textbooks in history of music pedagogics as well as of ethnopedagogics, history of Ukrainian music.
Диссертация посвящена историко-педагогическому анализу становления и развития певческого образования на Подолье. Осуществлен научный анализ процесса становления, особенностей развития музыкального образования в учебных заведениях региона, его взаимосвязи с просветительскими организациями Подолья; проанализированы исторические предпосылки формирования певческого образования Подолья, связанные с системой церковно-духовных заведений; раскрыта музыкально-педагогическая деятельность известных и малоизвестных в Украине недагогов-музыкантов, преподавателей вокально-хоровых дисциплин; проанализировано содержание учебно-воспитательного процесса с вокально-хоровой подготовки специалистов в учебных заведениях, пути профессионализации педагогических кадров; обобщены достижения певческого образования, историко¬ педагогический опыт и определены перспективные нуги их применения в современной педагогической практике Украины. В работе рассмотрено историко-педагогические и культурно¬ художественные предпосылки становления музыкального образования на Подолье, певческое образование в учебных заведениях духовного и светского направлений. Выявлено, что в исследуемый период была сформирована структура музыкального образования и воспитания учащихся Подольского края, ее приоритет составляли общеобразовательные учреждения. Профессиональное музыкальное образование предоставляли специальные и духовные заведения. Рассмотрено лирницкос искусство Подолья, исследовалась деятельность музыкально-просветительских деятелей региона и роль „Просвиты” и музыкальных обществ в художественной жизни края. Характерной особенностью художественного развития указанного периода было создание различных культурно-общественных организаций. „II рос вита” была очагом культурно-образовательного украинского движения на Подолье. Освещено вопросы обеспечения учебных заведений учебно-методической литературой, дана характеристика музыкально-теоретической подготовки учителей музыки в учебных заведениях, раскрыты музыкально- просветительские и педагогические взгляды просветителей Подолья. В развитии музыкального образования и культуры Подолья существенную роль сыграли духовные и образовательные центры, любительские музыкальные общества, прежде всего „Просвита”, профессиональные учебные заведения. Развитие хорового пения было самым распространенным видом музицирования, который рос как со светскими, так и сакральными институциями, но особое значение приобрело в церковной сфере, где создавались соответствующие условия для получения основательного певческого образования. Во второй половине XIX в. одной из задач учебных образовательных учреждений было ознакомление с основами музыкальной грамоты, церковного пения и воспитание образованных музыкантов. Профессиональное образование появилось на подольской земле лишь в начале XX века, с созданием первой музыкальной школы в Подольской губернии профессором Т. Ганицким. Находясь в центре Украины, Подольский край всегда остро реагировал на тенденции общенационального развития. С историей Подолья связана деятельность таких знаковых фигур в украинском музыкальном образовании и музыкальной культуре как Д. Белобржицкий, 10. Богданов, Т. Ганицкий, В. Заремба, 3. Коминек, А. Коципинский, М. Леонтович, М. Литвинснко-Вольгемут, В. Петр, А. Приходько, К. Стецеико. Результаты проведенного нами исследования убедительно свидетельствуют, что певческое образование Подолья предстает целостным и динамичным явлением, является важным компонентом расцвета украинской музыкального образования в целом. За указанный период музыкальное искусство Подолья претерпело значительную эволюцию, реальные достижения педагогического опыта позволили выявить перспективные пути их применения в современной практике национальной школы Украины: Основные результаты исследования могут использоваться в разработке методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин высших и средних учебных заведений образования, культуры и искусетв; написании учебников и пособий по истории музыкальной педагогики и этнопедагогики, истории украинской музыки. Исследовательский материал может также использоваться работниками музеев, учителями музыки.Диссертация посвящена историко-педагогическому анализу становления и развития певческого образования на Подолье. Осуществлен научный анализ процесса становления, особенностей развития музыкального образования в учебных заведениях региона, его взаимосвязи с просветительскими организациями Подолья; проанализированы исторические предпосылки формирования певческого образования Подолья, связанные с системой церковно-духовных заведений; раскрыта музыкально-педагогическая деятельность известных и малоизвестных в Украине недагогов-музыкантов, преподавателей вокально-хоровых дисциплин; проанализировано содержание учебно-воспитательного процесса с вокально-хоровой подготовки специалистов в учебных заведениях, пути профессионализации педагогических кадров; обобщены достижения певческого образования, историко¬ педагогический опыт и определены перспективные нуги их применения в современной педагогической практике Украины. В работе рассмотрено историко-педагогические и культурно¬ художественные предпосылки становления музыкального образования на Подолье, певческое образование в учебных заведениях духовного и светского направлений. Выявлено, что в исследуемый период была сформирована структура музыкального образования и воспитания учащихся Подольского края, ее приоритет составляли общеобразовательные учреждения. Профессиональное музыкальное образование предоставляли специальные и духовные заведения. Рассмотрено лирницкос искусство Подолья, исследовалась деятельность музыкально-просветительских деятелей региона и роль „Просвиты” и музыкальных обществ в художественной жизни края. Характерной особенностью художественного развития указанного периода было создание различных культурно-общественных организаций. „II рос вита” была очагом культурно-образовательного украинского движения на Подолье. Освещено вопросы обеспечения учебных заведений учебно-методической литературой, дана характеристика музыкально-теоретической подготовки учителей музыки в учебных заведениях, раскрыты музыкально- просветительские и педагогические взгляды просветителей Подолья. В развитии музыкального образования и культуры Подолья существенную роль сыграли духовные и образовательные центры, любительские музыкальные общества, прежде всего „Просвита”, профессиональные учебные заведения. Развитие хорового пения было самым распространенным видом музицирования, который рос как со светскими, так и сакральными институциями, но особое значение приобрело в церковной сфере, где создавались соответствующие условия для получения основательного певческого образования. Во второй половине XIX в. одной из задач учебных образовательных учреждений было ознакомление с основами музыкальной грамоты, церковного пения и воспитание образованных музыкантов. Профессиональное образование появилось на подольской земле лишь в начале XX века, с созданием первой музыкальной школы в Подольской губернии профессором Т. Ганицким. Находясь в центре Украины, Подольский край всегда остро реагировал на тенденции общенационального развития. С историей Подолья связана деятельность таких знаковых фигур в украинском музыкальном образовании и музыкальной культуре как Д. Белобржицкий, 10. Богданов, Т. Ганицкий, В. Заремба, 3. Коминек, А. Коципинский, М. Леонтович, М. Литвинснко-Вольгемут, В. Петр, А. Приходько, К. Стецеико. Результаты проведенного нами исследования убедительно свидетельствуют, что певческое образование Подолья предстает целостным и динамичным явлением, является важным компонентом расцвета украинской музыкального образования в целом. За указанный период музыкальное искусство Подолья претерпело значительную эволюцию, реальные достижения педагогического опыта позволили выявить перспективные пути их применения в современной практике национальной школы Украины: Основные результаты исследования могут использоваться в разработке методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин высших и средних учебных заведений образования, культуры и искусетв; написании учебников и пособий по истории музыкальной педагогики и этнопедагогики, истории украинской музыки. Исследовательский материал может также использоваться работниками музеев, учителями музыки.